Механические муфты
Муфты
Лекция № 11
Электромеханические передачи
Механические передачи используются в сочетании с электромагнитными муфтами. Они позволяют более эффективно использовать нерегулируемые синхронные и асинхронные электродвигатели, позволяют обеспечивать плавный пуск и остановку лебёдки и насосов без отключения электродвигателей.
2. Пневматические механизмы буровых установок
Работают на сжатом воздухе, вырабатываемом компрессором. Управление механизмами осуществляется распределителями: кранового, клапанного или золотникового типов с ручным и ножным управлением.
В цепь питания включаются:
a) редукторы давления, воздухосборники,
b) обратные и предохранительные клапаны,
c) фильтры для очистки воздуха от влаги, масла и пыли.
Для подвода воздуха используются металлические трубы, резинотканевые шланги, которые соединяются с помощью быстроразъёмных соединений, хомутов, угольников и тройников.
|
|
В буровых машинах и механизмах используются муфты различных конструкций и видов.
Муфты делятся на: механические, гидравлические и электромагнитные.
По назначению подразделяются на:
a) постоянные, которые не допускают разъединения валов в
процессе работы машины;
b) сцепные, которые служат для соединения и разъединения валов
на ходу или при кратковременных остановках.
В качестве постоянных используются подвижные муфты, допускающие взаимное смещение валов. К подвижным муфтам относятся:
a) жесткие компенсирующие,
b) шарнирные,
c) упругие.
Все три типа применяются в буровых машинах.
1.1. Жёсткие зубчатые муфты (рис 11.1).
Рис. 11.1 – Зубчатая муфта 1, 6 – втулки; 2, 5 – обоймы; 3 – пробка;
4 – прокладка; 7 – уплотнение
Способны компенсировать незначительные осевые, радиальные и угловые смещения. Зубчатое зацепление работает в масляной ванне, герметизированной прокладкой 4 и уплотнениями 7. Отверстие для масла закрывается пробкой 3.
Применяют для соединения валов, оси которых расположены под большим углом друг к другу.
Муфта состоит из двух валов и шарнирно соединенной с ними крестовины. Недостаток – неравномерность вращения ведомого вала при равномерном вращении ведущего, если валы установлены несоосно.
Для устранения этого недостатка применяют сдвоенные шарнирные муфты, которые принято называть карданными валами. В буровых машинах применяются 6-ть типоразмеров карданных валов.
Устройство карданного вала показано на рис. 11.2.
Рис. 11.2 – Карданный вал
1 – уплотнение; 2 – обойма с игольчатыми подшипниками; 3 - крестовина;
4 – крышка; 5 – вилка; 6 – болт; 7 – балансир; 8 – шлицевая муфта;
|
|
9 – гайка; 10 – шлицевой вал
!!!! 1.3. Упругие подвижные муфты
Имеют упругий элемент для компенсации смещения осей соединяемых валов, смягчения толчков и ударов. Упругие муфты изготовляются в основном с резиновыми упругими элементами (рис. 11.3).
Упругая муфта для соединения коленчатого вала дизеля с редуктором приведена на рис. 11.4.
Рис. 11.3 – Упругая эластичная муфта
1 – полумуфта; 2 – гайка; 3 – диск ступицы; 4 – резиновые валики;
5 – пружинное кольцо; 6 – стакан; 7 – болты; 8 – ступица
Рис. 11.4 – Упругая муфта дизеля
1, 7 – бронзовые конусы; 2 – диск; 3 – зубчатый венец; 4 – пластины из
прорезиненной ткани; 5, 14 – пальцы (9 шт.); 6 – ведомый стакан;
8 - разрезная пробка; 9 – быстроходный вал; 10 – гайка; 11 – гайка;
12 – шайба; 13 – коническая пробка
Размеры, масса и допускаемые вращающие моменты стандартных муфт приводятся в справочниках по муфтам.