ТЕМА 2.4. Фирма в положении равновесия

Рис. 7.4. Издержки производства на единицу продукции

Рис. 7.3. Издержки производства всего объема выпуска

Совокупные (ТС), переменные (VC) и постоянные издержки (FC)

Для экономического анализа особый интерес представляют издержки в расчете на единицу продукции, или средние издержки:

• средние постоянные издержки (AFC) постоянные издержки в расчете на единицу продукции:

AFC = FC: Q.

По мере увеличения объема производства постоянные издержки распределяются уже на большее количество продукции, так что средние постоянные издержки снижаются;

• средние переменные издержки (АVC) переменные издержки в расчете на единицу продукции:

AVC = VC: Q.

По мере увеличения объема производства средние переменные издержки сначала падают (положительный эффект масштаба), достигают своего минимума, а затем под действием закона убывающей отдачи начинают расти.

• средние совокупные издержки (АТС) совокупные издержки в расчете на единицу продукции:

АТС = ТС: Q.

Динамика средних совокупных издержек отражает динамику средних постоянных и переменных издержек. Пока снижаются и те и другие – средние совокупные падают, но когда по мере увеличения объема производства рост переменных издержек начинает обгонять падение постоянных – средние совокупные издержки начинают расти.

В экономическом анализе широко используются предельные издержки (МС) прирост издержек в результате производства одной дополнительной единицы продукции:

МС = Δ ТСQ

Предельные издержки показывают, во сколько обойдется фирме увеличение объема выпуска продукции на единицу. Предельные издержки решающим образом влияют на выбор фирмой объема производства, ибо это именно тот показатель, на который фирма может воздействовать (рис. 7.4).

Предельные (МС), средние постоянные – (AFC),средние переменные –

(AVC), средние совокупные – (АТС) издержки производства

Выше была рассмотрена динамика издержек производства, связанных с изменением объема выпуска при заданном уровне постоянных затрат. В долгосрочном периоде фирма может менять все используемые факторы производства. Если фирма достигает объема производства, при котором предельные издержки резко возрастают, то она вынуждена внести изменения и в те факторы производства, которые ранее были постоянными, т.е. в долгосрочном периоде все издержки производства являются переменными.

Издержки производства, характеризующие затраты факторов производства на единицу продукции в долгосрочном периоде, называются долгосрочными средними издержками (LAC). На динамику долгосрочных средних издержек и соответственно на форму их кривой влияет эффект масштаба.

В зависимости от соотношения темпов роста издержек производства и объема производства различают:

возрастающую (положительную) отдачу от масштаба – объем производства растет быстрее, чем издержки, и следовательно, средние издержки производства снижаются;

убывающую (отрицательную) отдачу от масштаба – издержки растут быстрее, чем объем производства, и следовательно, средние издержки производства возрастают;

постоянную отдачу от масштаба – объем производства и издержки растут одинаковыми темпами, соответственно издержки производства единицы продукции не меняются.

Понятие четырех моделей рынка. Чистая конкуренция; понятие и распространение. Средний валовой и предельный доход. Графическое изображение. Максимизация прибыли и определение оптимального объема выпуска продукции. Варианты получаемых при оптимизации объема производства результатов. Принцип сопоставления валового дохода с валовыми издержками. Принцип сопоставления предельного дохода с предельными издержками. Максимизация прибыли в долговременный период. Вступление в отрасль новых фирм и возможные последствия. Массовый отток фирм из отрасли. Факторы, влияющие на предприятие. Минимизация убытков в долгосрочный период.

Обычно выделяют четыре типа рынка (таблица 1.1).[1]:
1) совершенная (чистая) конкуренция,
2) монополистическая конкуренция,
3) олигополия,
4) чистая монополия

Сущность совершенной конкуренции

Следует иметь в виду, что черты совершенной конкуренции не присущи ни одной из отраслей в полной мере. В чистом виде условия совершенной конкуренции не встречаются в реальной действительности, т.е. совершенная конкуренция — не что иное, как модель идеальной рыночной экономики. Подобные модели, отражающие явления в «стерильно чистом» виде, служат важным инструментом экономического анализа. Отдельные отрасли могут лишь в той или иной степени приближаться к модели.

Фирмы, функционирующие в условиях совершенной конкуренции (их называют конкурентными), воспринимают сложившийся на рынке уровень равновесной цены как заданный, на который ни одна из фирм повлиять не может. Такие фирмы называют прайс-тэйкерами (от англ. price - цена, take - принимать) в отличие от фирм - прайс-мэйкеров (make - делать), которые влияют на уровень рыночных цен.


Общий, средний и предельный доходы фирмы

В данном разделе мы будем предполагать, что фирма производит какой-то один вид продукции. При этом будем исходить из того что в своем поведении при принятии тех или иных решений фирма стремится максимизировать свою прибыль.

Прибыль любой фирмы может быть рассчитана на основе двух показателей:

1) общего дохода (общей выручки), полученного фирмой от продажи
своей продукции TR

2) общих издержек, которые фирма несет в процессе производства этой продукции, TC


П = TR – ТС


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: