Метафизика и диалектика

Основной вопрос философии.

Материя и сознание.

Лекция 5

Общее понятие, основные подходы, происхождение Проблема сознания (механизма возникновения, внутренней сущности, влияния на материю) - большая загадка. Идут дискуссии, выдвигаются гипотезы, но окончательный ответ на вопрос, что такое сознание и какова его природа, еще не дан. В настоящее время с достоверностью можно утверждать лишь что: а/ сознание существует; б/ оно имеет особую, идеальную природу (сущность). Существует несколько подходов к проблеме сознания: Физикализм: материалистический подход к проблеме сознания, согласно которому сознания как самостоятельной субстанции не существует, оно есть порождение материи и объяснимо с точки зрения физики и других естественных наук. Физикализм широко распространен. Его ответвлениями являются: а/ "теория тождества" (Д. Амстронг, Дж. Смарт) - отождествляет духовные процессы с другими телесными процессами - кровообращением, дыханием, мозговыми процессами); б/ теория "элиминации" (Ф. Фейербенд) - пытается доказать то, что само понятие "дух", "духовное" - устаревшее и ненаучное, предрассудок (напр., - ведьмы, домовые и пр.); в/ теории вульгарных материалистов (например, утверждение Фохта о том, что "мозг выделяет мысль, как печень - желчь"). Солипсизм - сознание индивида - единственная достоверная реальность, а материальный мир - его порождение (субъективный идеализм - Беркли, Юм, Фихте и др.). Объективный идеализм - признает наличие как сознания, так и материи, однако сознанию отводит первичную (творческую) роль и рассматривает его в отрыве от личности индивида как часть "мирового сознания";

Три основополагающие точки зрения о происхождении сознания: а/ сознание имеет космическое (либо божественное) происхождение - существует само по себе, независимо от его материальных носителей - живых организмов, человека. Сознание "исходит" непосредственно из космоса (другой вариант - из разума Бога), едино, неделимо, цельно по своей сути. Частицы "мирового сознания" рассеяны в природе в виде сознания живых организмов и человека. Теории сознания, близкие к космической (божественной) точке зрения: 1. Монадология: - Лейбниц, далее – Д. Андреев: в мире существует огромное количество неделимых и бессмертных монад - первичных духовных единиц, носителей энергии Вселенной и являющиеся основой сознания и порождаемой им материи; 2. Т. де Шарден: сознание - надчеловеческая сущность, "мозг" материи; 3. Толбет: Вселенная - гигантский разум, сознание - результат взаимодействия полей, образующих материю; 4. психосфера Рейзера: Галактика - громадный разум, вступающий в контакт с человеческим мозгом и "заряжающий" его разумом; 5. Гилозоизм: материя имеет душу, одушевленность - свойство материи. б/ «биологическое» сознание - порождение живой природы и присуще всем живым организмам: в/ «человеческое» сознание - свойство исключительно человеческого мозга и присуще только человеку, у животных только инстинкт. Есть вероятность считать, что сознание в различной степени присуще живой природе в целом, а самый высокий уровень сознания имеет человек.

Диалектика и Метафизика —теория развития всего сущего; философский метод. Диалектика отражает развитие всех аспектов действительности через: законы, категории, принципы. Главная проблема диалектики - что такое развитие? Развитие--общее свойство и главнейший признак материи, высшая форма движения с переходом материальных и идеальных объектов на более высокую ступень организации. Движение характеризуется целостностью, непрерывностью и наличием противоречий (движущееся тело не занимает постоянного места в пространстве и др.), способ связи в материальном мире. Законы диалектики. Закон —объективные, общие, стабильные, необходимые, повторяющиеся связи между сущностями (вещами) и внутри сущностей (вещей). Законы диалектики отличаются от законов частных наук (физики, математики и др.) всеобщностью и универсальностью: а/охватывают все сферы действительности; б/раскрывают глубинные основы движения и развития, их источник, механизм перехода от старого к новому, связи старого и нового. Три закона диалектики: 1.единство и борьба противоположностей; 2.переход количества в качество; 3.отрицания отрицания.

1.Закон единства и борьбы противоположностей —все сущее состоит из противоположных начал, которые, будучи едиными по своей природе, находятся в борьбе и противоречат друг другу (день - ночь, горячее - холодное, черное - белое, зима - лето, молодость - старость и т. д.), внутренний источник движения и развития сущего.

Гегель вывел два понятия: "тождество" и "различие" и показал механизм их взаимодействия, приводящий к движению.Тождественность - предмет (явление, идея) равен самому себе; данный предмет есть именно этот данный предмет. В то же время в предмете есть то, что стремится нарушить его тождественность.

Противоречие между тождеством и различием приводит к изменению предмета —движению.

2.Закон перехода количества в качество:

Качество —стабильная система характеристик и связей предмета.

Количество- исчисляемость предмета или явления (число, величина, объем, вес, и т. д.).

Мера —единство количества и качества. При количественных изменениях изменяется качество, что получило название "узлов", а переход - "скачок". Примеры: кристаллизация соли, парообразование и др.

3.Закон отрицания отрицания: новое отрицает старое и занимает его место, но постепенно само превращается из нового в старое и отрицается. Примеры: эволюция рода, смена вкусов в искусстве, музыке и т. д.

Направленность развития:

• поступательный процесс, переход от низших форм к высшим, восходящее развитие;

• развитие как восходящее, так и нисходящее;

• развитие хаотично, не имеет направленности.

Наиболее близким к истине является развитие, как восходящее, так и нисходящее. Примеры: человек развивается, крепнет (восходящее развитие), но затем, развиваясь дальше, уже слабеет, дряхлеет (нисходящее развитие); расцвет Римской империи сменился ее падением, но затем последовало новое развитие по восходящей (Ренессанс, Новое время и т. д.).

Развитие не линейно, а по спирали, где виток спирали повторяет прежние, но на более высоком уровне.

Принципы диалектики:

Всеобщая связь - это целостность окружающего мира, его внутреннее единство, взаимосвязанность, взаимозависимость предметов, явлений, процессов.

Связи могут быть:

• внешние и внутренние;

•непосредственные и опосредованные;

•генетические и функциональные;

•пространственные и временные;

•случайные и закономерные.

;

Системность - связи в мире существуют не хаотично, а упорядоченно. Связи образуют целостную систему и, благодаря этому, окружающий мир имеет внутреннюю целесообразность.

Причинность - наличие таких связей, где одна порождает другую. Причина порождает следствие, а связи именуются причинно-следственными.

Историзм подразумевает два аспекта окружающего мира:

• вечность, неуничтожимость истории, мира:

• существование и развитие во времени, которое длится всегда. Категории диалектики - наиболее общие понятия в философии. а/ сущность и явление; б/форма и содержание;

в/причина и следствие; г/единичное, особенное, всеобщее;

д/возможность и действительность; е/необходимость и случайность.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: