Смысл жизни.
Философия дает несколько ответов: а/человечество не имеет никакого значения, оно - ошибка природы, человек всегда остается один на один с нерешенным вопросом о смысле своего бытия (точка зрения экзистенциалистов); б/определение смысла человека имеет сверхъестественный и внебиологический смысл. Если разгадка проблемы не достигается в мире телесном, несмотря на напряженные поиски, следует верить в бессмертную душу, освобожденную от тела и отнесенную к бесконечности (теологический ответ на вопрос); в/стремление к бесконечности удовлетворяется отождествлением человека с обществом: конечность (смертность) отдельного человека входит в вечное существование человечества, и смысл существования индивида заключается в служении обществу. Это, вероятно, наиболее разумное решение вопроса. Однако оно не в полной мере объясняет тот факт, что индивид как существо не только рациональное, но и чувственное, эгоистическое, желает бесконечности для себя, а не для общества. Представления о жизни, смерти и бессмертии всегда противопоставлялись друг другу, как противоположные. Религия считает, что после смерти у человека начинается что-то более ценное, чем при его земной жизни. Жизнь - это самообновление, развитие клеток и органов, что и является временем жизни человека. Смерть - это остановка жизнедеятельности, переход от более высокого уровня движения к более низкому. Человек всегда воспринимает смерть как страшное и непонятное ему явление. Для чего живет человек, в чем смысл его жизни? Если человек осознает необходимость и пользу своего общественного труда, то проблема личной смерти для него не исчерпывается фактом физической смерти. Такие люди составляют часть целого, всего общества, они смотрят в будущее. Для них смерть индивида как определенного представителя человеческого рода не перечеркивает творчество личности. Из деятельности талантливых людей складываются сегодняшние достижения в искусстве и культуре, которые бессмертны и служат новым поколениям, обогащая духовное наследие человечества. Смысл жизни человека в том, чтобы он осуществил свою свободную деятельно-творческую сущность на благо семьи, рода, нации и всего человечества. Смысл жизни человека в том, чтобы оставить о себе бессмертную память в истории человечества своими прекрасными делами, необходимыми для будущих потомков.
1.Общество - система деятельности и жизни людей, объединенных территорией проживания, эпохой, традициями и культурой; объективная реальность, форма существования бытия, обладающая внутренней структурой, целостностью, законами, направленностью развития.
2. Две стороны общественного бытия:
а/ объективная - существует независимо от сознания и воли людей. б/субъективная - сознание и воля людей, их отношение к обществу.
Обе стороны влияют на развитие общества.
Сферы жизни общества:
1./ духовная:
1. Элементы духовной жизни:
а/ духовная деятельность; б/духовные ценности;
в/духовные потребности; г/ духовные отношения;
д/ индивидуальное сознание; е/ общественное сознание.
В процессе духовной деятельности возникают мысли и чувства, образы и представления о человеке, материальном и духовном мире.
Результат духовной деятельности - духовные ценности: моральные, религиозные, научные, художественные.
Духовные ценности воспринимаются, усваиваются, людьми и потребляются в соответствии с потребностями.
Общение между людьми, взаимообмен духовными ценностями называется духовными отношениями.
Индивидуальное сознание человека - восприятие им отдельных сторон бытия.
Общественное сознание - возникающая из общественной практики совокупность чувств, настроений, идей, теорий, художественных и религиозных образов, различных взглядов, принимаемые обществом.
Элементы общественного сознания:
а/ обыденное - непосредственное восприятие обществом и его членами окружающей действительности.
б/ теоретическое - высшее обобщенное восприятие бытия;
в/ общественная идеология - система взглядов, установок, принятых в обществе, отражающая интересы социальных слоев, общественно-политический строй.
г/общественная психология- чувства, интересы, стремления, цели, идеалы, обычаи, традиции, потребности и интересы людей и общества в целом.
в/формы общественного сознания:
• политическое;
• правовое;
• моральное;
• научное;
• религиозное.
2./ политическая: - совокупность учреждений и организаций, которые выражают интересы социальных групп, осуществляют руководство обществом.
Элементы политической системы:
а/государство и государственные органы;
б/политические партии;
в/общественные организации;
г/ профсоюзы.
Главный элемент политической системы - государство: система органов, осуществляющих государственную власть.
Функции государства:
а/представительная - интересы различных политических, социальных групп;
б/регулятивная - управление общественными процессами;
в/ охранительная - охранять от внешней и внутренней угрозы;
г/ внешнеполитическая.
Основной вопрос политической жизни - вопрос о власти.
3./ социальная - внутреннее устройство общества, основанное на разделении труда, собственности на средства производства и национальном факторе.
Элементы социальной структуры:
а/ классы- собственников и несобственников;
б/страты - многообразие социальных групп - профессиональных, демографических и т. д., взаимодополняющих друг друга и взаимодействующих между собой;
в/сословия (традиции, экономика);
г/ городское и сельское население;
д/ представители физического и умственного труда;
е/социально-демографические группы (половые и возрастные);
ж/национальные общности.
Социальная мобильность - возможность перехода из одной социальной группы в другую: крестьянина - рабочий, рабочий - интеллигент, интеллигент – предприниматель и т. д.); самореализация человека, его благополучия.
Низкая социальная мобильность свойственна тоталитарным малоразвитым государствам.
Высокая социальная мобильность в демократических и развивающихся обществах.
Высший уровень социальной организации - гражданское общество, в котором каждый является членом единого целого, осознает общие задачи, уважают законы, моральные традиции.
4./ экономическая - включает в себя:
а/ производство; б/распределение;
в/ обмен; г/потребление.
Формы экономики:
а/экономическое пространство – сама хозяйственная жизнь;
б/структуры управления экономикой;
в/ способ производства материальных благ.
Две составляющие способа производства:
а/производительные силы- люди с их знаниями, умениями, трудовыми навыками и средства производства;
б/производственные отношения:
1)отношения собственности на средства производства. тот, кто обладает средствами производства, является хозяином экономики, не являющиеся собственниками предлагают свои трудовые услуги за заработную плату;
2) отношения обмена деятельностью на базе разделения труда;
3)отношения по распределению материальных благ.
Средства производства:
а/орудия труда; б/ сырье и материалы;
в/здания, сооружения; г/ транспорт и т. д.
Значение экономической сферы:
а/ материальная база общества;
б/ решение материальных проблем общества;
в/ влияние на социальную структуру (классы, социальные группы);
в/влияние на политические процессы;
г/влияет на духовную сферу - как на материальное содержание, так
и на инфраструктуру (школы, библиотеки, театры, книги).