На разных этапах истории общества возникали и развивались различные способы осознания мира. Первая «картина мира» как система представлений о природе, обществе и человеке - это религиозно-мифологическая. Мифология включала в себя зачатки религии, философии, различных форм искусства, знаний. У разных народов повторяется ряд тем, образов и мотивов, отсюда были выделены различные типы мифов. В космогонических мифах присутствуют две основные идеи: идея развития мира и идея его творения. Мир сотворен богами. О возникновении богов отвечают теогонические мифы. Происхождение человека объясняют антропогонические мифы. Человек - творение богов, но существо земное. Боги создают человека из глины, земли, пыли, из дерева, из различных частей своего тела. Данная картина мира представляет собой систему образно-символического, а не понятийного мышления. Такое мышление связано с искусством. В такой картине мира не существует причинно-следственных связей, они заменены образцом. Любое явление природы и общественной жизни объясняет образец, случай, миф. Боги выступают как символы явлений природы, общественной жизни и человеческих качеств (так, например, в греческой мифологии Зевс — бог грома, Афина — богиня политической мудрости, а Афродита — богиня красоты и любви). В мифологической картине мира не выделяются субъект и объект. Мир представлялся единым и неотделимым от человека. Мир был преломлялся через систему субъективных образов и оказывался сконструированной реальностью. Мифологическая модель мира основана на собственной логике. Мифология была исходной точкой для возникновения религии. Мифологию и религию объединяет представление о существовании воображаемой реальности, Содержание мифа представлялось абсолютно реальным, в то время как религия удваивает мир, утверждает веру в существование сверхъестественного. Миф утверждал принятую в обществе систему ценностей, поддерживал определенные образцы поведения, что позволяет говорить о социализирующей функции религиозно-мифологического мышления. Религия и мифология обладают весьма значимой — психотерапевтической функцией. Миф как первая историческая форма целостного понимания мира был одним из важнейших источников философского знания. Довольно долго философия существовала в форме предфилософии, тесно связанной с мифологией и религией.
|
|
Философская картина мира представляет мир в системе понятий, что свойственно абстрактному, понятийно-логическому мышлению. Это попытка рационального объяснения. Это характерно для античной философии, которая рассматривается как начало философского знания. Именно в античной философии проблемы онтологии и гносеологии были отделены от образного восприятия. Философия в ее истинном значении реализовалась именно в Древней Греции. Если для Востока были характерны религиозно-мифологические системы мировоззрения и разработка в первую очередь этической проблематики, то в античности получил развитие доказательный тип мышления, что позднее стало предметом логики. Единой философской картины мира не существует. Предлагаются различные «модели мира»: монизм и дуализм, материализм и идеализм, метафизика и диалектика, гностицизм и агностицизм… В философии - установка на целостное понимание мира. Она, как и миф, принимает некоторые истины на веру, что придает философским принципам черты категоричности, свойственные мифологии. В философии сохраняется также установка на сознательное конструирование особых реальностей, которые не всегда могут верифицироваться (проверяться) действительностью.
|
|
Научная картина мира создает целостный образ предмета исследования, используя понятийный научный аппарат. Важнейшей особенностью научного познания является его систематизированность. Научные знания существуют в виде теорий. Второй особенностью научного познания является его самоконтроль, наличие методологии — обосновании применяемых методов познания. Третья особенность — стремление к формализации, строгости языка науки. Научные знания фиксируются в виде точных понятий; суждения и умозаключения науки формулируются в виде принципов и законов. Стремление к точности языка науки приводит к ее математизации. Наука существует и как социальный институт. Научное познание осуществляется на двух уровнях: эмпирическом и теоретическом. На эмпирическом уровне научного познания происходят сбор опытных данных, фиксация фактов, их первичная систематизация, создание понятий. Фактом (от лат. factum — сделанное, совершенное) называют объективно существующее событие или явление. Научный факт — это описание факта на языке науки. Научным фактом называют знание о единичном событии или явлении. Собирая единичные факты, исследователи проводят их первичную систематизацию (фиксируют в перечнях, таблицах, графиках и т. и.) и подводят под понятие, т. е. группируют частные факты вокруг одного правила, формулируемого в виде понятия. Научное понятие — это утверждение о существенных признаках объектов. На теоретическом уровне научного познания понятия систематизируются, формулируются принципы и законы, выдвигаются гипотезы и создаются научные теории. Научные утверждения, из которых строятся теории, бывают двух видов: основные (исходные) и выводные. Основные утверждения, на которых базируется теория, называются научными принципами. Выводные утверждения, которые доказываются данной теорией, называются научными законами. Научный принцип (от лат.principium — первоначало) — это основополагающее начало, исходный пункт теории или концепции. Научный закон - формулировка объективно существующих необходимых связей мира при помощи научных понятий. Высшей формой существования научного знания является теория. Теория (от греч. theoria - наблюдение, рассматривание, исследование, рассуждение) —обобщенное знание о закономерностях действительности. Теория направлена на практику. Научная картина мира не остается неизменной. Научный прогресс делится на две фазы: длительный период постепенного продвижения в пределах имеющейся парадигмы и короткий период революционных перемен и смены парадигмы. Самым ярким примером из истории физики является смена теории Ньютона на теорию Эйнштейна. В научной картине мира результаты исследования приобретают мировоззренческое значение и включаются в культуру.