Философия истории. а/ история— хаотичный процесс, лишенный логики, закономерностей, направленности (иррационалисты)

Взгляд на историю:

а/ история— хаотичный процесс, лишенный логики, закономерностей, направленности (иррационалисты);

б/ история — целенаправленный процесс.

Исторические процессы:

а/формационный;

б/цивилизационный;

в/культурологический.

Формационный — К. Маркс. Ф. Энгельс. Фундаментальное понятие - общественно-экономическая формация как совокупность производственных отношений, уровня производительных сил, общественных связей, политического строя.

История— закономерный процесс смены общественно-экономических формаций.

Механизм перехода от одной формации к другой:

Базис — экономика, производительные силы и производственные отношения.

Надстройка - государство, политические, общественные институты. Изменение экономического базиса ведет к изменению политической надстройки— возникает новая общественно-экономическая формация.

Пять общественно-экономических формаций:

1. первобытнообщинная;

2. рабовладельческая;

3. феодальная;

4. капиталистическая;

5. коммунистическая (социалистическая).

Отдельно-Шестая—азиатский способ производства" (Египет, Китай, Месопотамия).

Несостоятельность формационного подхода доказана на примере СССР и социалистических стран.

Культурологический - О. Шпенглера (1880 -- 1936). Центральное понятие— культура.

Культура — совокупность религии, традиций, материальной и духовной жизни, автономна, замкнута, зарождается, живет и умирает.

Цивилизация— высший уровень развития культуры, завершающий период развития и предшествующий ее смерти. Восемь культур (по О.Шпенглеру):

1. индийская;

2. китайская;

3. вавилонская;

4. египетская;

5. античная;

6. арабская;

7. русская;

8. западноевропейская.

История, по Гегелю, объективный и закономерный процесс, исходным основанием которого является осознание человеком самого себя, своей свободы.

Три этапа:

1.восточный (Китай. Египет и др.) - - осознает себя и свободен только один человек — правитель, все остальные — его рабы:

2.античный (Греция, Рим, средневековье) - осознает себя и свободна лишь одна группа, прослойка людей — "верхушка"; все остальные служат ей и зависят от нее;

3. германский — осознают себя и свободны все.

Позитивистский подход (О. Конт): Стадии развития общества:

1. традиционная;

2. доиндустриальная;

3. индустриальная.

Человечество вступило в 4-ю постиндустриальную стадию.

Цивилизационный —Арнольд Тойнби (1889 - 1975).

Цивилизация — устойчивая общность людей, объединенных духовными традициями, сходным образом жизни, географическими, историческими рамками.

Основные и локальные цивилизации:

Основные цивилизации оставляют яркий след в истории человечества, косвенно влияют (особенно религиозно) на другие цивилизации. Локальные цивилизации замыкаются в национальных рамках. Основные цивилизации:

1. шумерская;

2. вавилонская;

3. минойская;

4. эллинская (греческая);

5. китайская;

6. индусская;

7. исламская;

8. христианская;

Развитие истории строится по схеме "вызов — ответ". Движущие силы истории (Тойнби):

• вызов извне (географическое положение, отставание, военная агрессия);

• ответ цивилизации;

• деятельность великих людей.

Цивилизация состоит из:

• творческого меньшинства;

• инертного большинства.

Творческое меньшинство ведет за собой инертное большинство.

Четыре стадии цивилизации:

• зарождение;

• рост;

• надлом;

• дезинтеграция, полное исчезновение.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: