Общее
- дает знание основ наук о природе, обществе, человеке;
- формирует мировоззрение;
- развивает познавательные способности;
- приобрести учебные и трудовые умения, практические навыки.
Профессиональное – вооружает знаниями, умениями и навыками в определенной области, избранной человеком.
Политехническое – знакомит с основными принципами современного производства; вооружает навыками обращения с простейшими орудиями труда, которые применяются в быту и повседневной жизни.
Дистанционное образование – комплекс образовательных услуг, предоставляемых широким слоям населения в стране и за рубежом с помощью специализированной информационно-образовательной среды, базирующейся на средствах обмена учебной информацией на расстоянии.
Целью создания и развития системы дистанционного образования:
- предоставление обучаемым в любых районах страны равных образовательных возможностей;
- повышение уровня образования за счет активного использования научного и образовательного потенциала ведущих университетов, академий, институтов, отраслевых центров повышения квалификации и др. образовательных учреждений;
|
|
2.7. Образование как система
Система – это выделенное на основе определенных признаков упорядоченное множество взаимосвязанных элементов, объединенных общей целью функционирования и единства управления и выступающих во взаимодействии со средой как целостное явление.
Основными элементами образовательной системы:
- цели и содержание образования;
-средства и способы получения образования;
- формы организации образовательного процесса;
- педагогический процесс как единство обучения, воспитания и развития человека;
- субъекты и объекты образовательного процесса;
- система управления образовательным процессом;
-образовательная среда;
- результаты образования (уровень, качество).
Содержание образования включает следующие элементы:
– основные понятия и термины, характеризующие как повседневную действительность, так и научные знания;
– факты повседневной действительности и науки, необходимые для доказательства и отстаивания своих идей;
– основные законы науки, раскрывающие связи и отношения между разными объектами и явлениями действительности;
– теории, содержащие систему научных знаний об определенной совокупности объектов, о взаимосвязях между ними и о методах объяснения явлений данной предметной области;
– знания о способах научной деятельности, методах познания и истории получения научного знания;
– оценочные знания, знания об установленных в обществе нормах отношений к различным явлениям жизни.
|
|
2.8. Современное мировое образовательное пространство.
Для мирового образовательного пространства характерны следующие тенденции.
1. Ориентирование стран на переход от элитного образования к высококачественному образованию для всех.
2.Межгосударственное сотрудничество в области образования.
3. Увеличение гуманитарной составляющей, за счет введения научных и учебных дисциплин, ориентированных на человека: политологии, психологии, социологии, культурологии, экологии, эргономики, экономики.
4. Значительное распространение нововведений при сохранении сложившихся национальных традиций и национальной идентичности стран и регионов. Поэтому пространство становится поликультурным и ориентированным на развитие человека и цивилизации в целом, более открытым для формирования международной образовательной среды, наднациональным по характеру знаний и приобщению человека к мировым ценностям.
Организационное регулирование мирового образовательного пространства осуществляет ЮНЕСКО[59].
19 июня 1999 г. в итальянском городе Болонья министры образования 29 европейских стран (в том числе и Россия) подписали Декларацию о европейском регионе высшего образования.
Цель Болонского процесса - в создании общеевропейской системы высшего образования, которая поможет повысить мобильность граждан на мировом рынке труда и усилить конкурентоспособность европейской высшей школы.
В число задач зафиксированных в Декларации, которые должны быть выполнены к 2010 г., входят:
♦ введение двухуровневой системы высшего образования: бакалавр – магистр (или докторская степень);
♦ внедрение системы, обеспечивающей сопоставимость дипломов о высшем образовании в европейских странах;
♦ создание единой формы учета, обеспечивающей мобильность студентов и преподавателей в европейском образовательном пространстве.
2.9. Свойства современного образования.
Современное образование развивается в разных направлениях и характеризуется такими ниже перечисленными свойствами.
1. Гуманизация - ориентирование образовательной системы и всего образовательного процесса на осуществление следующих моментов:
развитие и становление отношений взаимного уважения учащихся и педагогов, основанного на уважении прав каждого человека;
сохранение и укрепление их здоровья, чувства собственного достоинства и развития личностного потенциала.
Гуманитаризация – это система мер, направленных на приоритетное развитие общекультурных компонентов в содержании образования, на умение свободно общаться с людьми других национальностей и народов, имеющими любые профессии и специальности, на хорошее знание родного языка, истории и культуры, на свободное владение иностранными языками, на юридическую и экономическую грамотность человека и, таким образом, на формирование личностной зрелости учащихся.
Дифференциация [60] – это ориентирование учебного процесса на учет, удовлетворение и развитие интересов, склонностей и способностей учащихся.
Дифференциация может воплощаться следующими способами:
- группированием учащихся по признаку их успеваемости,
- разделением учебных дисциплин на обязательные и по выбору,
- разделением учебных заведений на элитные, массовые и предназначенные для учащихся с задержками или отклонениями в развитии,
- составлением индивидуальных планов и образовательных маршрутов для отдельных учащихся или студентов в соответствии с интересами и профессиональной ориентацией.
Диверсификация – это ориентирование образовательной системы на широкое многообразие учебных заведений, образовательных программ и органов управления.
Стандартизация – это ориентирование образовательной системы на реализацию прежде всего государственного образовательного стандарта – набора обязательных учебных дисциплин в четко определенном объеме часов.
|
|
Многовариантность - создание в образовательной системе условий выбора и предоставление каждому субъекту шанса для достижения успеха, стимулирование учащихся или студентов к самостоятельному выбору и принятию ответственного решения, обеспечение развития альтернативного и самостоятельного мышления.
На практике реализуется через:
- возможность выбирать темпы обучения,
- достигать разного уровня образованности,
- выбирать тип образовательного учреждения,
- через дифференциацию условий обучения в зависимости от индивидуальных особенностей учащихся или студентов (в классе, группе, индивидуально, с помощью компьютера и т. д.).
Многоуровневость - организация многоэтапного образовательного процесса, обеспечивающего возможность достижения на каждом этапе уровня образованности, соответствующего интересам человека. Момент завершения обучения на каждом этапе характеризуется качественной завершенностью образования.
Фундаментализация - взаимосвязи теоретической и практической подготовок молодого человека к современной жизнедеятельности.
Информатизация – комплекс социально-педагогических преобразований, связанных с информационных технологий в учреждения образования, в образовательный процесс.
Индивидуализация – это учет и развитие индивидуальных особенностей учащихся и студентов во всех формах взаимодействия с ними в процессе обучения и воспитания.
Непрерывность - образование рассматривается как процесс, охватывающий всю жизнь человека, как непрекращающееся, целенаправленное освоение человеком социокультурного опыта, самообразование человека в течение всей жизнедеятельности в связи с быстро меняющимися условиями жизни в современном обществе.
2.10. Образовательная система России
В России первая попытка организации систематического образования для всего населения была предпринята при Петре I.
|
|
В 1716 г. была введена так называемая «школьная повинность».
В 1724 г. Петр I издал указ об открытии в Санкт-Петербурге Академии наук и университета с гимназией при ней.
Екатерине II удалось организовать регулярную начальную школу в России.
В годы правления Александра I в 1802 г. создано Министерство народного просвещения, а в 1804 г. появились первые государственные гимназии.
Российская образовательная система – сеть образовательных учреждений, обеспечивающих получение населением образования (рис. 1).
По своим организационно-правовым формам образовательные учреждения могут быть:
• государственными;
• муниципальными;
• негосударственными (частными либо находящимися в ведении общественных или религиозных организаций).
Дописать поствузовское
- аспирантура
- докторантура
Виды высшего образования
- институты
- академии
- университеты
Рис. 1. Типы образовательных учреждений в Российской Федерации
Лекция 3. Педагогический процесс.
3.1. Сущность педагогического процесса.
Педагогический процесс - специально организованное, целенаправленное взаимодействие педагогов и учащихся (воспитанников), направленное на решение развивающих и образовательных задач.
Структура[61] педагогического процесса.
• цель и задачи;
• содержание;
• организация и управление им;
• методы осуществления - учебно-методические пособия, демонстрационные материалы, знания педагога, его опыт, его духовные и душевные возможности
• результаты - знания, умения и навыки, полученные учащимися, уровень их воспитанности, культуры
3.2. Закономерности педагогического процесса.
Закономерности педагогического процесса – это существенные, повторяющиеся связи.