Постепенность и систематичность дают эффективное формирование навыка.
Недостаток - слабая побуждающая функция
Виды упражнений
Устные
Письменные
Лабораторные
Производственные
- специальные – направленные на формирование учебных и трудовых навыков;
- производные – в специальные упражнения вводят упражнения применявшиеся ранее, помогают закреплению навыков.
- комментированные – активизируют учебный процесс, выполняемые действия лучше осознаются и запоминаются.
Требования к эффективности:
- сознательность;
- знание правил выполнения;
- учет результатов.
Приучение – организация планомерного и регулярного выполнения действий с целью превращения их в привычные формы общественного поведения.
Наиболее эффективно на ранних ступенях воспитания и развития детей.
Воспитывающие ситуации – упражнение в условиях ситуации свободного выбора.
Лабораторные опыты – сочетания практических действий с организованным наблюдением учащихся.
Инструктаж – вид объяснения и предъявления задания преподавателем.
|
|
По содержанию выделяют следующие виды:
- вводный;
- текущий;
- заключительный.
Педагогические требования - задача педагога добиться, чтобы требования предъявляемые к учащемуся стали собственными требованиями учащегося к самому себе.
Требования подразделяются на:
- побуждающие к действию (просьба, задание, приказ);
- запрещающие действовать (указание, приказ, наказание).
Общественное требование – соединяет в себе оценки, суждения, волю коллектива.
Наблюдение – заключается в организации планомерного и целенаправленного восприятия учащимися явлений окружающей действительности с целью их познания.
Иллюстрация – показ картинок, предметов, статичных макетов и др.
Демонстрация – показ объективов, макетов показывающих движение.
Объяснительно-иллюстративный – состоит в том что учитель сообщает готовую информацию, а учащиеся воспринимают, осознают, фиксируют в памяти эти информацию.
Репродуктивный – воспроизведение и повторение способа деятельности по заданиям учителя.
Проблемного изложения – учитель ставит проблему и сам ее решает, показывая тем самым учащимся путь решения.
Частично-поисковый (эвристический) – учитель конструирует задание, расчленяет его на вспомогательные, намечает этапы помощи, а сами этапы выполняют учащиеся.
Исследовательский метод – используется, чтобы ученик научился приобретать знания, исследовать предмет или явление, делать выводы и применять добытые знания и навыки в жизни.
Индуктивный метод – заключается в использовании умозаключения, при котором происходит движение мысли от частного к общему, от фактов к обобщениям.
|
|
Дедуктивный метод – в использовании умозаключения, при котором новые знания выводятся на основании знания общих для данного класса предметов, правил и положений, - мысль движется от общего к частному.
Методы стимулирования и мотивации деятельности учащихся.
Соревнование – строится учителем с учетом того, с ученикам свойственно стремление к здоровому соперничеству, первенству, самоутверждению.
Виды соревнования:
- коллективное;
- индивидуальное;
- рассчитанное на длительный срок;
- эпизодическое.
Принципы проведения соревнования:
- гласность;
- конкретность показателей;
- сравнимость результатов;
- возможность практического использования передового опыта.
Познавательные игры и учебные дискуссии относятся к методам стимулирования деятельности учащихся. Это математические, лингвистические игры, электронные викторины, путешествия и т.п.
Метод генерации идей (мозговой штурм, мозговая атака) – когда вместе генерируют идеи разрешения проблемы.
Поощрение – способвыражения общественной положительной оценки поведения и деятельности отдельного учащегося или коллектива.Переживая чувство удовлетворения, школьник испытывает подъем бодрости и энергии, уверенность в собственных силах и дальнейшем движется вперед.
Наказание – воздействие на личность школьника, которое вызывает осуждение действий и поступков, противоречащих нормам общественного поведения, и принуждает учащихся неуклонно следовать им.Корректирует поведение, вызывая чувство неудовлетворенности, дискомфорта, стыда.