З
Предмет, цели и задачи эргономики
Рис.1. Взаимосвязь эргономики с другими дисциплинами
Системотехника - научно-техническая дисциплина, охватывающая вопросы проектирования, создания, испытания и эксплуатации сложных систем
* Первая цель - повышение эффективности и качества деятельности человека в системе “человек–машина–среда” (или “человек - орудие труда – среда”)
Эффективность может быть определена по формуле:
П× К
Э = × 100%
где Э-эффективность системы;
П-производительность в единицах продукта системы;
К-качество продукта;
З-материальные, временные, энергетические, психические затраты
Вторая цель - безопасность труда. К системе техники безопасности относятся службы техники безопасности и производственной санитарии во всех отраслях. Надзор и контроль за соблюдением правил по ОТ осуществляют специально уполномоченные государственные органы.
Третья цель – обеспечение условий (рабочей среды) для развития личности человека в процессе труда.
ВЫВОД: Главная цель эргономики формулируется как единство трех аспектов исследования и проектирования: 1) повышение эффективности деятельности и соответственно функционирования человеко-машинных систем; 2) охраны здоровья людей; 3) всестороннего развития личности людей, участвующих в трудовом процессе. Принятие тезиса о триедином характере главной цели эргономики позволяет избежать отрыва эргономических исследований от конкретных задач развития производства.
|
|
Система – совокупность элементов – человек (оператор), машина и среда.
Среда – внешние факторы, оказывающие влияние на работу оператора и машины.
Предмет эргономики – конкретная трудовая деятельность человека, использующего машины.
Объектом исследования эргономики является система “человек – машина – среда” (СЧМС). Эргономика рассматривает СЧМС как сложное функционирующее целое, в котором ведущая роль принадлежит человеку.
Человек – оператор – любой человек, управляющий машиной: диспетчер аэропорта, рабочий-станочник, домохозяйка с пылесосом. Для эргономиста они все являются операторами.
*Задачей эргономики как сферы практической деятельности является проектирование и совершенствование процессов (способов, алгоритмов, приёмов) выполнения деятельности и способов специальной подготовки (обучения, тренировки, адаптации) к ней, а также тех характеристик средств и условий, которые непосредственно влияют на эффективность и качество деятельности, и психофизиологическое состояние человека.
Проектирование системы «человек-машина-среда» должно проходить в совместной деятельности конструктора и эргономиста.
|
|
ПРИМЕР: Проектирование бытового холодильника конструкторами-дизайнерами и эргономистами.
Конструкторы-дизайнеры занимаются разработкой технической части: холодильная камера, морозильная камера, теплоизоляция, компрессор, вентилятор, освещение, звуковой сигнал, конденсатор, таймер. Формой, структурой и фактурой материала – это ударопрочный полистирол, графические символы. Функциональное наполнение объёма - регулируемые по высоте полки, полки - барьеры для напитков, выдвижная камера-контейнер для хранения овощей и фруктов, легко снимаются, что облегчает чистку холодильника.
Задача – над чем работает эргономист?
Эргономисты – разработкой алгоритмаэксплуатации холодильников-морозильников, измеряют габариты техники (глубину, ширину, высоту) в зависимости от антропометрических характеристик человека и площади помещения, исследования на функциональном макете, оценка опытного образца. Исследования проводят три человека, характеризующиеся средними и пороговыми, т.е. низкими и высокими размерами тела.
Модернизация современного холодильника – морозильная камера переместилась сверху вниз, полочки из ударопрочного стекла расположились на уровне глаз, что позволяет безопасно извлекать продукты и кастрюли, предусмотрена перенавеска дверей.
А духовой шкаф на кухне наоборот снизу переместился вверх на уровень груди, что облегчает хозяйкам готовить пищу и следить за тепловой обработкой.