Советская хореографическая самодеятельность
Лекция 2
1. Особенности самодеятельной хореографии в Советской России 1920-х гг.
2. Развитие хореографической самодеятельности в СССР 1930-х – начала 1950-х гг.
3. Эволюция советской любительской хореографии в сер. 1950-х – 1980-х гг.
А. Опыт ритмического воспитания 1920-х гг.
а) Факторы, воздействовавшие на концепции пластического воспитания в 1920-е гг.
- Утопические концепции античности и эпохи Возрождения;
- Российские народнические представления о досуге будущего (Н.Г. Чернышевский, «Что делать?»;
- Дореволюционный российский опыт музыкального и физкультурно-хореографического обучения;
- «свободный танец» Айседоры Дункан;
- Большевистская идея создания «нового человека»;
- «Танцеборство» Пролеткульта: отрицание профессионального (балетного) театра и бытового танца как буржуазного пережитка.
б) Попытки реализации ритмического воспитания.
- Введение в учебные программы театральных студий и кружков культуры тела, спорта, пластики, ритмики (с 1917 г.);
|
|
- Открытие Института ритмического воспитания в Москве (осень 1918 г.) (ритмическое воспитание по системе швейцарского композитора и педагога Эмиля Жак-Далькроза);
- Ритмопластические композиции и танцы в репертуаре московских студий Пролеткульта (ноябрь 1918 г. – показ этюдов «Мрак», «Порыв», «Марсельеза»);
- Ритмопластика на концертных площадках Москвы и Петрограда: ритмические пантомимы и интерпретации симфонических произведений, упражнения и музыкальные этюды, передающие трудовые процессы в исполнении детей (косьба, пилка дров, конвейер и пр.);
- «Танцы машин» и «механические танцы» в постановке известного эстрадного режиссера Николая М. Фореггера (с 1922 – 1923 гг.);
- Использование ритмики (с усиливавшимся креном в физкультуру) на праздничных мероприятиях, в парадах и шествиях (два типа физкультурных танцев – героизированные танцы-плакаты и танцевальный гротеск).
Б) Танец в быту и в клубе.
- Борьба Пролеткульта с «танцульками»;
- кампании в прессе;
- запрет на «буржуазные» танцы в клубе;
- физкультурные игры и ритмические хождения на молодежных вечерах;
- попытки инструментализировать «бодрый» танцевальный фольклор в «концепции клубного танца» (2-я пол. 1920-х гг.);
- изобретение «Спорттротта» (Ленинград, конец 1920-х гг.);
- «политизация» «буржуазных» танцев речевками-лозунгами;
- изгнание старых (и новых «буржуазных») танцев с танцплощадок ЦПКиО (1930);
- ориентация на музыкальную классику;
- новое понимание «народного» как фольклорного «материала» обработанного, «улучшенного» композиторами-профессионалами;
|
|
Попытки создания нового танца, соответствующего трем началам: организующему, оздоравляющему, воспитывающему.
В. Пропаганда национальных хореографических традиций.
- октябрь 1923 г. – «Вечер культуры народов, заселяющих Советский Союз»;
- 1924 – Московский научно-этнографический театр;
- система смотров, слетов, фестивалей и олимпиад;
- 1930 – I Всесоюзная олимпиада театров и искусств народов СССР;
- по ее результатам – постановление Наркомпроса «О современном состоянии и задачах самодеятельного искусства» (декабрь 1930 г.):
1) подготовка квалифицированных кадров;
2) внедрение научно обоснованных методик преподавания;
3) создание самобытного репертуара;
4) помощь национальным республикам;
5) укрепление материально-технической оснащенности самодеятельности.
Г. Хореографическая классика.
- Отстаивание А.В. Луначарским классического балетного наследия в дискуссии с Пролеткультом;
- популяризация балета на академической сцене, под открытым небом, на гастрольных концертах в армии и в рабочих районах;
- расширение и продление образования (семилетка) в балетных школах Большого и бывшего Мариинского театров;
- создание музыкальных театров и балетных коллективов в ряде республик.