В условиях эксплуатации нагрузка трансформатора меняется в течение суток, и если мощность выбрать по максимальной нагрузке, то в периоды ее спада трансформатор будет не загружен, т. е. недоиспользована его моность. Опыт эксплуатации показывает, что трансформатор может работать часть суток с перегрузкой, если в другую часть его нагрузка меньше номинальной. Критерием различных режимов является износ изоляции трансформатора.
Нагрузочная способность трансформатора — это совокупность допустимых нагрузок и перегрузок.
Допустимая нагрузка — это длительная нагрузка, при которой расчетный износ изоляции обмоток от нагрева не превосходит износ, соответствующий номинальному режиму работы.
Перегрузка трансформатора — режим, при котором расчетный износ изоляции обмоток превосходит износ, соответствующий номинальному режиму работы. Такой режим возникает, если нагрузка окажется больше номинальной мощности трансформатора или температура охлаждающей среды больше принятой расчетной.
|
|
Допустимые систематические нагрузки трансформатора больше его номинальной мощности возможны за счет неравномерности нагрузки в течение суток. На рис.4.2 изображен суточный график нагрузки, из которого видно, что в течение времени суток продолжительностью h' трансформатор перегружен, а в остальное время недогружен. При недогрузке износ изоляции мал, а во время перегрузки значительно увеличивается. Максимально допустимая систематическая нагрузка определяется при условии, что наибольшая температура обмотки 140 °С, наибольшая температура масла в верхних слоях 95 °С и износ изоляции за время максимальной нагрузки такой же, как при работе трансформатора при постоянной номинальной нагрузке, когда температура наиболее нагретой точки не превышает 98 °С (ГОСТ 14209-85). Для определения нагрузочной способности трансформатора его реальный суточный (Т = 24 ч) график нагрузки преобразуется в эквивалентный двухступенчатый. Методика преобразования следующая.
1. На исходном суточном графике нагрузки (рис. 4.2) проводится линия номинальной нагрузки К = 1.
2. В точках пересечения линии К = 1 с кривой графика нагрузки выделяется участок перегрузки продолжительностью h'.
3. Оставшаяся часть графика с меньшей нагрузкой разбивается на m интервалов Δ t, исходя из возможности проведения в каждом из них линии средней нагрузки, т.е. так, чтобы площади участков над и под средней линией были примерно равными, а затем определяются значения нагрузки средних линий S 1, S 2,…, S m.
4. Рассчитывается начальная нагрузка К1 эквивалентного графика
5. Участок перегрузки h' на исходном графике нагрузки делится на р интервалов Δ h, исходя из возможности проведения линии средней нагрузки на каждом интервале, а затем определяются значения S' 1, S' 2,…, S' m.
6. Рассчитывается предварительное превышение перегрузки эквивалентного графика