Эффективность участия в решении проблем территориального общества зависит, в частности, от степени технологизации волонтерской работы.
Территориальное общество характеризуется относительно стойкой совокупностью людей, которые проживают на одной территории. Члены общества имеют разный возраст, разный образовательный уровень и другие социальные характеристики, разные ценностные ориентации и проблемы, что позволяет выделить внутри общества определенные группы людей как объекты волонтерской работы. Работая с вышеприведенными категориями клиентов волонтерский отряд использует такие социально-педагогические технологии:
̶ Работа из профилактики социально-негативных явлений в подростковой и молодежной среде – проведение социально-просветительских тренингов, курсов, семинаров, тематических дискотек с детьми и молодежью;
̶ Организация педагогической помощи неуспевающим ученикам общеобразовательных школ – репетиторство и индивидуальные занятия в рамках работы центра педагогических технологий отряда;
̶ Помощь государственным и негосударственным социальным службам и организациям в разработке и реализации проектов и программ – участие в акциях, подготовка и реализация культурно-массовых мероприятий и досуговых программ, помощь в разработке социальных проектов и поиск спонсоров для их реализации (социокультурная анимация, социальное проектирование, фандрайзинг);
̶ Разработка и реализация учебных программ подготовки тренеров-волонтеров – работа тренерской студии из разработки и проведения социально-просветительских и психологических тренингов среди детей и молодые города и области;
̶ Организация работы из правового просветительства детей и молодежи – проведение социально-правовых тренингов среди студентов и школьников общеобразовательных школ;
̶ Работа из пропаганды здорового образа жизни – проведение просветительских тренингов и тематических выступлений агитбригады волонтерского отряда;
̶ Научно-исследовательская работа из социальной проблематики и методического обеспечения волонтерского движения;
̶ Проведения социологических исследований и опросов;
̶ Социально-педагогический патронаж «детей улицы»;
̶ Социально-бытовая помощь отдельным индивидам и группам;
Помощь студентам в личностном и профессиональном росте – создание волонтерским отрядом молодежной студии, в рамках которой каждую неделю проводится психологический видео-клуб и тренерская студия.
Эффективность применения данных технологий зависит от активизации и успешного использования внутренних ресурсов отряда, его консолидации. С этой целью были разработаны и реализуются следующие принципы:
̶ креативность во всем;
̶ ответственность и личностный контроль;
̶ тактическое и стратегическое планирование;
̶ соблюдение этики социального работника и волонтера;
̶ взаимоуважение и взаимоподдержка;
̶ толерантность;
̶ персонификация;
̶ создание и поддержка традиций отряда;
̶ добровольная активность по делам;
̶ партнерство и равноправие;
̶ психологический комфорт и поддержка;
̶ правило «Титаника» (когда «потопаешь», проси о помощи других, а когда видишь, что другой «потопает», предложи свою помощь);
̶ правило «Кусок пирога» (каждый выносит из деятельности столько знаний, умений и навыков, сколько считает нужным).
Таким образом, эффективность работы волонтерского отряда в обществе обеспечивается путем реализации цикла деятельности, который включает: целое возложение и смысловое обоснование деятельности; конкретизацию целей и направлений деятельности в соответствии с конкретикой социальной ситуации в обществе; адекватно целям и ресурсам технологическое обеспечение деятельности; активизация внутренних ресурсов отряда; активизация внешних ресурсов и связей.
Следующим шагом является реализация социального партнерства, расширения внешних связей отряда и привлечения внешних ресурсов для решения проблем в обществе.