Формы и методы учебы волонтеров.
Реализация вышеупомянутых направлений социально-педагогической деятельности, направленных на социальную учебу волонтеров, нуждается в системе взаимоувязываемых методов и форм работы.
Внедряя в действие социальную учебу, следует использовать следующие методы:
1. Психологические:
̶ диагностика психологического состояния волонтера на разных этапах процесса социальной учебы, внутренних качеств;
̶ коррекция нарушений психологических функций волонтеров, особенно волонтеров-клиентов и др;
̶ психотерапевтические тренинги (успеваемости, развивающие коммуникативные, корректируя, стимулирующие) с группой волонтеров на разных этапах социальной учебы с целью преодоления в группе психических стрессов, кризисных состояний, межличностных конфликтов;
̶ психологический отбор волонтеров к подготовке за тем или другим направлением социальной работы;
̶ консультирование волонтеров или группы волонтеров;
̶ наблюдение как метод последующей коррекции и выявления приоритетных заданий для развития личностных качеств и навыков и содействия улучшению психологического климата в группе;
̶ тестирование индивидуально и групповое по вопросам диагностики и развития возможностей волонтеров или группы волонтеров;
̶ анкетирование волонтеров с целью изучения уровня подготовки волонтера, личностных качеств и ін.;
̶ опрос волонтера или группы волонтеров по вопросам осведомленности, уровня подготовки, эффективности учебы, коррекции учебных занятий.
2. Педагогические методы:
̶ методы формирования сознания;
̶ методы организации социально-педагогической деятельности;
̶ методы стимулирования целесообразной активности волонтеров;
̶ методы поощрения и осуждения деятельности;
̶ методы самовоспитания и самой коррекции.
3. Социологические методы:
̶ мониторинг;
̶ анализ социума;
̶ социометрия.
К наиболее типичным формам работы с разными группами волонтеров принадлежат: лекция как базовый метод при учебе волонтеров, беседа, деловая игра, «мозговой штурм», дискуссия (диспут), коллоквиум, семинар-практикум, тренинг, конференции, «круглый стол», собрания.
Диагностика была осуществлена в 2003-2004 годах членом лаборатории «Волонтерское движение в социальной работе: теория и практика» Меденцевой О. в рамках магистерского исследования «Теория и практика волонтерского движения в Украине» (научный руководитель: Кратинова В.О., доцент кафедры социальной педагогики и социальной работы Луганского национального педагогического университета имени Тараса Шевченко, кандидат педагогических наук).
С целью диагностики готовности современных подростков и молодежи к осуществлению волонтерской деятельности и понимания проблематики волонтерского вообще был проведен опрос, в котором приняли участие 250 респондентов.
Исследование проводилось «готов ли с помощью опросника ты стать волонтером?», какой содержит 11 вопросов.
Из 250 респондентов, которые отвечали на вопрос, 100 составляют ученики средних школ (40%), 150 – студенты ВУЗА (60%). Респондентами школ стали ученики средних и старших классов общеобразовательных школ № 44 и № 59 (22% но 18%) м. Луганска, а ВУЗ – студенты Луганского национального педагогического университета имени Тараса Шевченко исторического (специальностей социальная работа и социальная педагогика – 23%), естественно географического (19%) и физико-математического факультетов (18%).
Возростная разбивка биографических данных учеников связана с тем, что нам необходимо было определить, к какой группе учеников – старших (15-17 лет) или младших (12-15 лет) – отнести тех или других учеников. При обработке опросника было получено следующие результаты (Дополнение 1а.).
Готовность к выполнению бескорыстной помощи оказалась следующая: 76% ответили, что так, 10% – а нет, 14% – не определились.
Исходя из приведенных данных, можно сделать вывод, что готовность подростков и молодежи во многим зависит от их социального статуса. Большинство средних и старших школьников хорошо понимают и готовые к осуществлению такого вида деятельности, но на препятствии им могут быть просто собственное нежелание или разрешение родителей или недостаточное количество знаний, умений и навыков, которые просто необходимы для этого вида деятельности.
Среди студентов наблюдается немного другая картина: к волонтерской деятельности более склонные студенты исторического факультета специальностей «Социальная работа» и «Социальная педагогика», ведь волонтерское – это один из аспектов социальной деятельности, которые ведут именно на историческом факультете. Студенты других факультетов готовы, но в меньшей мере к такой деятельности. Ведь добровольное участие в волонтерской деятельности для них не является существенным, потому что это практически никоим образом не касается их профессиональных знаний. И все желания принимать участие в таком виде деятельности основаны лишь на собственном желании и уверенности, чтобы им это будет интересно и будет приносить удовлетворение. В отличие от них, осуществление волонтерской работы студентами специальностей «Социальная работа» и «Социальная педагогика» является путем к профессионализму специалиста. Именно здесь находится основной потенциал (сами студенты) и координаторы и организаторы (педагоги) волонтерского движения, что обусловленно спецификой профессиональной деятельности.