Осознание и предви- Экспресс-диагностика внешней и внутренней Предприниматель, дение проблемы среды фирмы менеджер
Формулировка про-блемы
Подготовка решения
Принятие решения
Контроль за реали-зацией принятого решения
Постановка целей и задач решения проблемы; оценка альтернатив достижения цели
Сбор, анализ, обработка информации; бен-чмаркинг; выявление возможных стратегий действия; оценка стратегий действия постав-ленными целями
Выбор стратегии действия
Оценка изменений во внешней и внутренней среде фирмы; анализ хода реализации страте-гии; корректировка стратегии
Предприниматель, менеджер
Маркетолог
Предприниматель, менеджер
Маркетинг-менеджер, маркетолог
На современном этапе развития маркетинговой деятельности в России
важнейшей задачей является развитие методики и методологии решения в усло-
виях определенности, риска и неопределенности. Это связано с тем, что, в отли-
чие от бизнеса в развитых странах, бизнес в России менее формализован и его
|
|
развитие происходит в условиях неполной информации, т.е. условия развития
бизнеса в нашей стране более жесткие, динамичные и менее предсказуемые. Ус-
ловия принятия решений можно определить следующим образом:
1. Выбор решения в условиях определенности предполагает, что результат
каждого действия известен.
2. Выбор решения в условиях риска означает, что каждое действие приво-
дит к одному из множества возможных частных исходов. При этом каждый ис-
ход имеет известную вероятность появления. Считается, что лицу принимающе-
му решение (ЛПР) эти вероятности известны.
3. Выбор решения в условиях неопределенности происходит в том случае,
когда то или иное действие имеют своим следствием множество возможных ча-
стных исходов, но вероятности этих исходов неизвестны.
Характерной особенностью деятельности в сфере маркетинга является
риск и неопределенность. Основными рисками в маркетинговой деятельности
можно считать: риск производства нового товара; риск выхода на новые рынки;
риск изменения окружающей среды; социальные риски; риск разработки ком-
плекса маркетинга; коммуникативные риски; риск эмбарго и т.д.
Для решения задач в условиях определенности наиболее успешно могут
применяться математические модели. Для решения задач в условиях риска луч-
ше использовать методы теории вероятностей и математической статистики. В
условиях неопределенности использовать методы математического моделирова-
ния крайне затруднительно. Более целесообразным является применение теории
|
|
игр, экспертные и эвристические методы.
Для рационального принятия решения исключительно важным элементом
является маркетинговая информационная система (МИС).
Основной задачей МИС является преобразование имеющейся информации
о состоянии объекта маркетинга, также о процессах, протекающих в среде мар-
кетинга, в форму, необходимую и воспринимаемую лицом, принимающим ре-
шение. Эта форма должна позволять ему оценить состояние объекта маркетинга,
оценить развитие ситуации, смоделировать ее изменение.