Тема: Введение в предмет. Литература как вид искусства. Литературоведение как наука.
Лекция 1-2.
Задания основаны на текстах лекций
Тема: Язык художественной литературы. Четыре плата художественной речи.
Лекция 13.
1. Выписать все приемы 4-х пластов художественной речи – образы-звуки, образные слова, трапы и фигуры – из стихотворения А.С. Пушкина «Осень» (отрывок):
Октябрь уж наступил — уж роща отряхает
Последние листы с нагих своих ветвей;
Дохнул осенний хлад — дорога промерзает.
Журча ещё бежит за мельницу ручей,
Но пруд уже застыл; сосед мой поспешает
В отъезжие поля с охотою своей,
И страждут озими от бешеной забавы,
И будит лай собак уснувшие дубравы.
1. Написать свои впечатления от произведения: Поэма Н. Матвеевой «Питер Брейгель старший» - эпиграф ко всему курсу.
2. Постигая новые культурные ценности, человек формирует свое жизненное кредо. У меня оно состоит из двух полюсов одного единства, в котором социальное и индивидуальное слито в одной целостности: 1) «Аще и вси, но не аз» - в переводе с церковно-славянского это значит: «Пусть хоть все, но не я» (в случает круговой поруки зла, в которое каждый решает за себя – участвовать или не участвовать?) 2) «Если не я, то кто же?» (лозунг Жанны Дарк необходим в случае, когда никто не хочет совершать мужественный и благородный поступок, и его нельзя требовать ни от кого, кроме как от себя). Какое ваше жизненное кредо было сформировано под влиянием вашего приобщения к культуре и литературе? – NB
|
|
3. Филологические (шире – гуманитарные) знания обладают уникальной способностью переходить в самосознание. В этом случае происходит взаимопереход образования и духовного мира человека, профессиональный рост совпадает с личностным ростом, работа («кусок хлеба») становится призванием, мировоззрением, личной жизнью человека. Перечень основных этапов перехода гуманитарных знаний в самосознание: внешний мир искусства и культуры → внутренний мир человека, внешняя культура → внутренняя культура, чужие художественный открытия → собственные открытия личности, чужие произведения искусства → часть внутреннего неэмпирического опыта, вымышленные события и персонажи → факт личной биографии, профессиональный рост = личностный рост, духовный мир художников всех времен и народов – личный внутренний духовный мир, кругозор, мировоззрение. Таким образом, формируются Убеждения – Поступок – Биография – Судьба – Душа – Карма. Согласны ли вы с этим тезисом о специфике филологических знаний? - NB
4. «Филология - это служба понимания, это нить Ариадны в истории человечества, это задача спасения человеческого рода» (С.С. Аверинцев) - Как вы это понимаете?- NB
|
|
5. «Истину недостаточно знать – по истине нужно жить». Как вы это понимаете в свете филологических знаний? - NB
6. Философ Э. Фромм (ученик и продолжатель З. Фрейда): «Технически мы живем в атомном возрасте, в то время как эмоционально большинство людей живет в каменном веке». Как вы это понимаете в свете филологических знаний? NB
7. «Великая мудрость – велика печаль» (Библия) – Но и великая радость? Согласны ли Вы с этим? - NB Ж. – Ж. Руссо: «Я согласен, что не все взрослые люди с пособны постичь и понять философию, но мне глубоко противна та мысль, что это разница заложена в людях от рождения» - Как вы это понимаете? NB
8. «Кто не видит вещим оком Глуби трех тысячелетий, Тот в невежестве глубоком День за днем живет на свете…» (Гете) – Как вы это понимаете? NB
9. Выписать из литературоведческой и культурологической энциклопедий в словарь терминов определения всех основных научных школ в литературоведении (список их дан в тексте лекции) – NB.