Порядок изменения Конституции
Конституционные обычаи или конституционные соглашения.
Этот источник складывается в практической деятельности высших органов государства. Конституционные обычаи можно разделить на 2 группы:
·обычаи, регулирующие отношения между монархом – Кабинетом министров – Парламентом (например, Монарх обязан подписать законопроект, принятый Парламентом или Правительство осуществляет свои полномочия до тех пор, пока не утратило доверие большинства членов Палаты общин);
·обычаи, регулирующие отношения в палатах и между палатами Парламента (например, замещение вакансий в комитетах Парламента осуществляется пропорционально представительству политических партий в Парламенте).
В случае возникновения противоречия между конституционным обычаем и законом, суд применяет положения закона. Нарушение конституционного обычая влечет не юридические, а политические санкции. Британские суды признают за обычаем качество права, если он отвечает следующим требованиям:
|
|
·обязательность отношений, являющихся предметом рассмотрения в суде;
·определенность;
·разумность;
·старинность;
·длительность и регулярность применения.
Доктринальные источники – как дополнительный источник британской Конституции представляют собой труды и мнения по вопросам конституционного права таких авторитетных ученых – юристов как Блэкстон, Бэджгот, Дайен. В случаях пробелов в конституционном регулировании к ним обращаются Парламент и суды.
Для Конституции Великобритании характерно, что ее различные источники регулируют основные конституционные отношения фрагментарно. Многие положения общественного строя деятельности политических партий, ряд социально-экономических прав граждан не урегулированы и зачастую даже не упоминаются.
Своеобразная форма британской Конституции влечет ряд последствий:
·составляющие ее источники исключают какой-либо особый порядок их принятия, изменения или отмены, то есть они изменяются с соблюдением обычной процедуры в парламенте или в условиях обычного судопроизводства;
·отсутствие конституционного контроля, поскольку невозможно сопоставить издаваемые акты, принимаемые судебные решения с уже существующими парламентскими законами и действующими судебными решениями, если они не обладают повышенной юридической силой.
По Конституции Великобритания – это сложное унитарное государство, в составе которого имеются такие политические автономии как Уэльс, Шотландия, Северная Ирландия. По форме правления – это парламентская монархия с демократическим политическим режимом и двухпартийной системой.