Заградительный барьер

Канада

Италия

Франция.

Германия

Великобритания

США

Правом голосования за пределами территории США обладают около 6 миллионов избирателей. Предоставляется право проголосовать досрочно по почте. Проводится голосование по кодированному каналу через Интернет (который часто применяется при организации голосования военнослужащих).

В 1986 году Конгресс принял закон о голосовании для граждан, находящихся за пределами территории страны, в соответствии с которым каждый штат должен был создать единый офис для оказания содействия в голосовании избирателям за рубежом. С 2010 года для сохранения возможности голосовать за рубежом необходимо ежегодно направлять специальную заполненную форму (возможно заполнение формы через Интернет). В руководстве по голосованию за рубежом рекомендуется заполнять эту форму один раз в год в январе.

С1985 года разрешено голосовать британским подданным за рубежом (сначала в течение 5лет после отъезда, с 1989 г. – 20 лет, сейчас – 15 лет). Лица, постоянно проживающие за рубежом (5,5 миллиона британских подданных), должны регистрироваться и не могут принимать участия в местных выборах. Предоставлена возможность голосования с участием доверенного лица либо голосование по почте. Необходима регистрация для лиц, длительное время проживающих за рубежом.

Для участия в выборах в Бундестаг (с помощью голосования по почте) было зарегистрировано около 55 тыс. избирателей за рубежом. С 1985 года граждане ФРГ сохраняют за собой активное избирательное право за рубежом: в странах – членах Совета Европы неограниченно, в иных – 25 лет (до 1998 года – 10 лет). Это правило не распространяется на чиновников, служащих и военнослужащих, которые по распоряжению руководства проживают за пределами Германии, а также членов их семей (указанные лица могут голосовать без ограничения времени проживания за пределами ФРГ). Допускается голосование по почте.

Зарегистрировано около 1,6 млн. зарубежных избирателей, из них в последних президентских выборах приняло участие 346 тыс. избирателей (более 20 %). Допускается голосование по почте либо с участием доверенного лица.

За рубежом находится около 2,9 млн. избирателей, из них в голосовании в 2006 году участие принимали 1,2 млн. человек (более 40 %). Избиратели автоматически получают избирательные бюллетени по почте из посольств и консульств (по месту регистрации), а затем направляют их в посольства и консульства, чтобы те передали их в Италию для подсчета.

Для зарубежных избирателей в соответствующих избирательных округах образуются специальные областные и районные избирательные бюро в качестве структурного подразделения римского городского (столичного) суда кассационной инстанции. Зарубежные избиратели избирают непосредственно 12 депутатов и 6 сенаторов.

По некоторым данным, за рубежом находится около 2,7 млн. граждан Канады. Голосовать за рубежом (если избиратель не является военнослужащим или государственным служащим, работающим за пределами Канады) можно в течение пяти лет. Используется голосование по почте. В случае длительного отсутствия, гражданин Канады вносится в специальный реестр избирателей.

В ряде государств не предусмотрено голосование граждан, находящихся за рубежом. Например, в Китае избиратели, находящиеся в день выборов за границей, не могут принимать участие в голосовании.

Активность (явка) избирателей

Российская Федерация. Средняя явка (активность) избирателей на выборах в единые дни голосования в 2006-2012 годах, то есть в течение 14 электоральных циклов, составила 42 процента. Максимальный показатель – 47 процентов – пришелся на март 2011 года, минимальный – около 36 процентов – на октябрь 2006 года.

Федеральные выборы в Российской Федерации традиционно демонстрируют более высокие показатели явки: в парламентских выборах в 2011 году приняли участие более 60 процентов российских избирателей, в президентских выборах в 2012 году – более 65 процентов.

Проведению выборов в европейских государствах далеко не всегда сопутствует высокая явка избирателей. Например, в выборах депутатов Европарламента традиционно участвует менее 50 процентов жителей Европейского союза. Зачастую этот барьер не пересекается и на выборах президента, который в ряде стран исполняет в основном представительские функции.

Неудивительно, что в таких условиях во многих странах явку стимулируют. Так, согласно законодательству Бельгии, участие в выборах является обязанностью подданных Королевства. Неявка избирателя на выборы без уважительной причины считается административным нарушением. На нарушителя накладывается штраф в размере от 27,50 до 55 евро в первый раз и от 55 до 137,50 евро в случае повторных уклонений от исполнения гражданской обязанности. При четырех и более случаях неявки на выборы в течение 15 лет уклонист лишается права голоса на 10 лет.

Самые посещаемые выборы во Франции, несомненно, президентские. На второе место по популярности среди французов стоит поставить муниципальные выборы. На выборы, которые прошли четыре года назад, явились две трети избирателей. К остальным выборам французы относятся гораздо спокойнее. Так, в июне 2012 года на парламентских выборах бюллетени в избирательные урны в первом туре опустили 57 процентов электората, а во втором 56 процентов.

Типичный британский обыватель скорее нейтрален к политике, нежели воодушевлен ею. Нередко доводится слышать, что определенный политический "цинизм" развился в «туманном» Альбионе как следствие размытости в программах и идеологиях трех главных противоборствующих партий. Да и немалое число политических скандалов последних лет поспособствовали тому, что в день всеобщих парламентских выборов королевские подданные обходят избирательные участки. Выборы в местные органы власти исключением из этого правила не являются. Ярким примером политической пассивности британцев стали местные выборы в мае 2012 года: на избирательный участок пришел лишь один из трех зарегистрированных избирателей. Эта явка стала худшей с 2000 года. В среднем же в1990-1999 годах выборы посетили лишь 36 процентов британцев.

На выборах в Верховную Раду Украины, состоявшихся 28 октября 2012 года, явка составила почти 58 процентов.

Следует отметить, что, за редкими исключениями, большинство европейских государств находятся приблизительно на одинаковом уровне явки избирателей на государственных и муниципальных выборах.

В Российской Федерации динамика уровня заградительного барьера на выборах депутатов Государственной Думы варьировалась от 5 процентов в 1993-1995-1999-2003 годах до 7 процентов в 2007-2011 годах и до 5 процентов на предстоящих выборах в 2016 году. На выборах 2011 года было предусмотрено предоставление также 1-2 мандатов партиям, набравшим от 5 до 7 процентов голосов. Сохранен запрет на образование избирательных блоков.

Для справки. Это обеспечивало прохождение в Государственную Думу:

в 1993 году – из 13 участников избирательной кампании 5-процентный барьер преодолели 8;

в 1995 году – из 43 участников избирательной кампании 5-процентный барьер преодолели 4;

в 1999 году – из 26 избирательных объединений и блоков 5 процентный барьер преодолели 6;

в 2003 году – из 23 партий, избирательных блоков 5-процентный барьер преодолели 4;

в 2007 году – из 11 участников избирательной кампании 7-процентный преодолели четыре (полностью пропорциональная избирательная система);

в 2011 году – из 7 участников 7-процентный барьер преодолели 4 (полностью пропорциональная избирательная система).

Одной из первых, если, пожалуй, не первой, заградительный барьер ввела Германия на выборах в бундестаг и ландтаги. Вслед за этим барьеры были введены и во многих других странах. При этом в большинстве государств величина барьера обычно невысока от 0,67 процента– в Нидерландах до 8 процентов – в Египте, Лихтенштейне и 10 процентов – в Турции. Но для коалиции из 2–5 партий в Словакии заградительный барьер повышается с 5 до 7 процентов, в Польше заградительный барьер для коалиций составляет 8 процентов, в Чехии – 15 процентов.

Одновременно заградительный барьер отсутствует в Португалии, США, Великобритании, Канаде, Франции, Швеции и ряде других стран.

В 2007 году ПАСЕ рекомендовала государствам – членам Совета Европы устанавливать процентный барьер для парламентских выборов на уровне не выше 3 процентов.

1. Тенденция на повышение. В Израиле в 1992 году для выборов Кнессета барьер повышен с 1 до 1,5 процентов, с 2003 года до 2 процентов. В Латвии с 1995 года барьер повышен на выборах Сейма с 4 до 5 процентов (сохранен в 2002 году Конституционным судом). В 2002 году жертвой этого повышения стала партия «Латвийский путь», в преддверии выборов 1995 года возглавлявшая правительство и добившаяся тогда указанным повышением барьера провала на выборах в Сейм социал-демократов. C 2005 года такой же барьер введен Сеймом на выборах Рижской думы, от чего пострадала голосовавшая за его введение Партия народного согласия. С 2009 года такой же барьер введен на всех муниципальных выборах.

2. Переменная тенденция. На Украине с 2006 года барьер на выборах в Верховную Раду снижен с 4 до 3 процентов. Выборы 2012 года прошли с пятипроцентным барьером. Новшеством является также запрет избирательных блоков.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: