История Египта с олигоцена до новой эры

Египетская мифология содержит не так много сведений, позволяющих определять время описываемых в ней событий. При ее беглом изучении создается впечатление, что мифологическая история Египта не была отмечена ни катастрофами, ни потопами. А это могло быть только в том случае, если она не выходила за пределы последних 5 млн лет. 5 млн лет назад произошла одна из крупнейших катастроф неогенового периода, которая проявилась (в виде мессинского события) на всех континентах и океанах и не могла не затронуть Египет. Память о ней — в виде вздымавшихся гор, извержений вулканов, землетрясений, непроглядной тьмы, морозов, потопа и т.д. — обязательно должна была присутствовать в мифологических сюжетах. Но этого нет.

Однако более глубокое осмысление египетских мифов позволяет увидеть, что многие описанные в них события произошли гораздо раньше этого времени. К ним относится широко распространенный сюжет о борьбе светлых сил, связанных с солнечной ладьей Ра, его Око-богинями и Гором, с обитавшими под землей Апопом и полчищами крокодилов, змей и гиппопотамов. Если провести аналогии между ним и преданиями других народов, и, в первую очередь, древних индийцев и славян, его можно трактовать как отражение борьбы небесных (гиперборейских) богов со змеевидными богами и демонами, которая произошла на рубеже мезозойской и кайнозойской эры (66 млн лет назад). Другой возможной интерпретации этого сюжета я коснулся при описании вторжения на Землю космического десанта дайтьев и данавов, предводителями которых в Египте могли быть Ра и Гор, в олигоценовую эпоху (34—24 млн лет назад)55. Это — их вооруженная борьба со змеелюдьми и многорукими существами, победу в которой одержали пришельцы. И в том и другом случае битвы между человекоподобными и змеевидными (многорукими) богами происходили гораздо раньше 5 млн лет назад.

О более раннем времени многих событий, нашедших отражение в египетской мифологии, свидетельствует и гелиопольский миф о сотворении земли Атумом, в котором говорится, что он вместе с Ра

[1] Читайте об этом в книгах А. В. Колтыпина «Исчезнувшие обитатели Земли» (М., Вече, 2009) и «Битвы древних богов» (М., Вече, 2011).

создал землю, города и людей много миллионов лет назад. А до этого поверхность Земли (по крайней мере, на территории Северной Африки) представляла собой бескрайний океан. То есть начало Творения Нового мира опять-таки не могло произойти позднее 5 млн лет назад. Оно должно было совпасть с великими трансгрессиями моря (потопами), имевшими место 5, 17, 24, 34 и даже 66 млн лет назад (были и другие периоды высокого стояния уровня моря, но они были не столь значительными и продолжительными).

Примерно о том же свидетельствуют мифы о Шу и Гебе и разделении Земли (Геба) и Неба (Нут). И в том и другом предании говорится, что эти события сопровождались нарушением божественного порядка, ураганами необычайной силы, непроглядной тьмой, появлением материков, островов, горных хребтов и созданием новых людей. Согласно другим мифам, люди создавались аж несколько раз, причем богами, относящимися к разным типам существ — Птахом, Хнумом, Атумом-Ра, Хатхор, Осирисом и Исидой, едва ли «творивших» одновременно.

Все эти мифы представляют собой примеры описания всемирных катастроф, которые едва ли могли произойти позднее 5 млн лет назад.

Конкретным указанием на время событий, нашедших отражение в египетской мифологии, возможно, является гелиопольский миф о бегстве Тефнут в Нубийскую пустыню. В нем сказано, что это случилось в начале «золотого века», когда боги жили вместе с людьми и царствовали по очереди.

Самой первой и продолжительной была эпоха царствования Ра.

Я уже говорил о том, что под словом «люди» в мифах часто подразумевались имевшие мало общего с настоящими людьми существа. Поэтому данное событие, скорее всего, никак не привязано ко времени существования человека (1—2 млн лет назад). Понятие «золотого века» у египтян, по-видимому, тоже отличалось от того, которое я вложил в него в книге «Страна бессмертных, магов и чародеев. Когда на Земле был золотой век?» (М., Вече, 2011). Поэтому для датировки бегства Тефнут из Египта не остается ничего другого, как определить время царствования Ра.

При любой возможной интерпретации Ра (дайтья, данав или многорукий бог), он был, несомненно, одним из древнейших египетских божеств. Значит, начало его правления приблизительно соответствовало времени появления данного типа божеств на Земле. Как я уже говорил, космический десант дайтьев и данавов высадился на нашей планете в олигоцене (34— 24 млн лет назад). В главе «Многорукие и многоголовые гиганты — разумные насекомые, появившиеся в олигоцене. Магические способности допотопного человечества» я показал, что примерно в это же время на Земле появились многорукие существа. Значит, начало правления Ра, скорее всего, приходилось на какой-то отрезок олигоценовой эпохи. Это было очень спокойное время, без мировых войн и прочих потрясений, поэтому оно вполне могло именоваться у египтян «золотым

веком». Продолжительность жизни обитателей Земли исчислялась тогда сотнями тысяч лет, а разумные существа, по той или иной причине называемые богами, жили «рука об руку» с разумными существами, называемыми «людьми».

Правда, при такой датировке времени правления Ра не совсем понятна причина засухи, постигшей Египет после бегства из Египта Тефнут или Хатхор и новое процветание этого региона после ее возвращения.

Этому можно найти несколько объяснений. Самым правдоподобным из них, на мой взгляд, является существовавший в тот период союз дайтьев и данавов (или многоруких существ) с небесными богами и полубогами — гандхарвами, апсарами и, возможно, адитьями. Последние жили на Земле еще за 30 млн лет до прилета космического десанта дайтьев и данавов. Принимая во внимание, что с середины эоцена и в особенности после эоцен-олигоценовой катастрофы на Земле стали появляться засушливые аридные зоны, а часть проживавших на Гиперборее богов и полубогов после катастрофы ушла жить значительно южнее, они просто обязаны были за столь продолжительный отрезок времени научиться бороться с засухой. И, заключив союз с еще немногочисленными своими бывшими врагами или чуждыми им по внешнему облику многорукими существами, первое время помогали им бороться с засухой. Потом произошла их ссора и гандхарвы с апсарами или адитьи покинули Египет, разрушив «ирригационные системы» (вероятно, это был какой-то защитный экран в атмосфере). В Северной

 

Африке началась страшная засуха, и под угрозой бунта обитавшего там населения Ра (кем бы он ни был — дайтьем, данавом или многоруким богом) был вынужден снова восстановить мир с небесными богами. После их возвращения они починили «ирригационные системы», и Египет снова стал процветающей страной.

 

 

 
Древнеегипетская брошь, внстяніенняя оЛуере. Не проедали, она почти ничем нс отличается от симтіа дретіеираіикого солнечною бою Ас\ры- Мазды фравахара

 

 


Приведенный выше гипотетический сценарий событий олигоценовой эпохи находится в полном соответствии со сделанным предположением, что богини Маат, Хатхор, Тефнут, Сехмет, Бастет, Мафдет, Мехит, Менхет, Мент, Астарта и

другие были выходцами с северного материка — Гипербореи. И, скорее всего, они действительно являлись воинственными апсарами — эльфами, которые часто (особенно в более поздние времена, когда они назывались народом Племени богини Дану или Царскими скифами) ассоциировались с птицами.

Они могли принести солнечную символику и эмблему в виде расправившей крылья птицы (чаще всего она ассоциировалась с Нехбет, Маат, Хатхор, а позднее — со змеевидной богиней Исидой), похожую на символ небесного бога зороастрийцев Ахура-Мазды фравахар, а также анкх из Гипербореи как отличительные знаки их проживания там с небесными богами — бессмертными адитьями во главе с Индрой- Зевсом. Хотя и сами адитьи (Хнум, Амон и др.) вполне могли править в какие-то периоды территорией, которая через много миллионов лет стала Египтом.

Еще более определенное указание на время описываемых в египетской мифологии событий несут в себе один из вариантов мифа об отречении Ра от престола в пользу Тота, миф о вознесении Ра на небо, а также миф о творении Ра там. По первому мифу, Тот не согласился царствовать один и поделил с власть Ра — они стали сменять друг друга на троне и день стал сменяться ночью, а на небе появилась Луна. Я уже несколько раз датировал это событие средним миоценом (17 млн лет назад). Возможно, эпоха Ра (которая включала время правления как самого Ра, так и его сыновей или преемников из одного с ним народа) продолжалась именно до этого момента. В таком случае она могла совпадать с предполагаемым временем правления китайского императора Фуси (34—24 или 17 млн лет назад), которого я отнес к адитьям, или Хуанди (24 или 17—12 млн лет назад), которого я отнес к дайтьям (точное время смены власти между ними не установлено), и с Четвертой мировой эпохой ацтеков и науа (24— 17 млн лет) — временем господства чернокожих и черноволосых людей.

Согласно второму мифу, после того, как Ра покинул людей и вознесся на небо (проследите аналогию с китайским императором Хуанди), богиня Маат установила новый мировой порядок. Отныне и навсегда земной мир со всех сторон окружила цепь высоких гор, поддерживающих небесную реку, по которой боги во главе с Ра стали перевозить Солнце с востока на запад. Согласно третьему мифу, Ра сотворил сумерки.

Значит, Солнце раньше двигалось как- то по-другому. А я уже не один раз говорил о том, что резкое изменение движения нашего светила тоже произошло 17 млн лет назад и было результатом отрыва Луны от Земли!

Согласно мифу о царствовании Шу и Геба, Ра сменил на престоле Шу, а затем Геб (вариант — Тот), который относился к змеелюдям, или многоруким существам типа ракшасов и гекатонхейреров. Смена правления Шу и Геба, выступающего в мифе если не союзником, то по крайней мере последователем гигантского змея Апопа, побежденного Шу, ознаменовалась ураганом и непроглядной тьмой, продолжавшимися десять дней, а затем (или наоборот) нарушением божественного порядка, беззаконием и преступлениями.

Данные события находят аналогии в китайских преданиях. Если эпоха Ра совпадала со временем правления Хуанди, а сам Ра являлся дайтьем или данавом, то эпоха бога неба Шу должна была соответствовать времени правления сменившего Хуанди Суйженя, которого я отнес к небесным богам светлого дня — адитьям, а эпоха Геба (или Тота) — времени правления сменившего Суйженя Чжуань-сюя. Напомню, что китайские легенды изображают его то как водяного дракона с покрытым панцирем головой с рогами, то как странное существо со сросшимися ногами, ребрами и бровями, то как длинношее существо с телом единорога и лицом человека со свиным рылом, а его свиту — многорукими, многоголовыми, трехликими и прочими чудовищами. Чжуань-сюй разрушил существовавшую до него мировую гармонию и перекрыл связь между небом и землей, ввел многоженство, а его потомки (в смысле народ) достигли невероятной численности и заселили большую часть территории Земли. При этом он признавал номинальное верховное правление Шанди-Дьяуса-Индры, который являлся верховным богом адитьев.

Согласно проведенной мной датировке событий китайского эпоса, Суйжень сменил Хуанди приблизительно 12 млн лет назад, а Чжуань-сюй Суйженя — 10—8 млн лет назад. Оба этих события сопровождались мировыми войнами и катастрофами. Так что вполне возможно, что в это же время произошла смена власти Ра, Шу и Геба (или Тота).

В целом эпохи Ра или Ра-Гарахути (по крайней мере, ее вторая половина), Шу и Геба являлись почти что зеркальным отражением эпох Хуанди, Суйженя и Чжуань- сюя. Первые две из них характеризовались сосуществованием коренных обитателей Земли — змеелюдей, многоруких, земноводных и, вероятно, других чуждых нам по внешнему облику существ (покрытых шерстью, полусобак-полулюдей и др.) и прилетевших на нашу планету дайтьев и данавов или адитьев. Если в эпоху Ра и Хуанди дайтьи и данавы занимали лидирующие позиции (после их победы над коренными жителями Земли), а свои права «на престол» им постоянно приходилось доказывать в войнах со змеелюдьми, многорукими и другими существами (многочисленные битвы Гора Бехдетского с Апопом и его последователями, мятеж «людей» против Ра; победа Хуанди над змеевидными богами четырех сторон света, подавление им мятежа племени мяо под руководством многорукого великана Чи-Ю и др.), то 8 эпоху Шу и Суйженя у небесных богов адитьев было чисто номинальное правление, а власть фактически находилась в руках змеелюдей, многоруких и прочих существ. В эпоху Геба и Чжунь-сюя роль небесных богов вообще была сведена к минимуму, хотя они формально и признавались верховными правителями обеих стран. Однако после продолжительного периода опустошения и разрухи их идеология снова была принята земными богами.

О древности египетской истории может свидетельствовать и гермопольский миф о сотворении мира, согласно которому его создали четыре мужских божества с головами лягушек и четыре женских божества с головами змей, а также Сказка о потерпевшем кораблекрушение. В ней говорится о падении с неба на землю огненных тел, в результате чего погибла цивилизация разумных гигантских змеев. Как я уже говорил, подобные представители коренного населения Земли (в особенности гигантские змеи) занимали ведущие позиции на нашей планете до олигоцена (34 млн лет назад) или первой половины миоцена (24—18 млн лет назад). А описанное в Сказке падение на Землю огненных тел может быть сопоставлено с окончанием Третьей мировой эпохи ацтеков и науа, которое пришлось на рубеж олигоцена и миоцена (24 млн лет назад).

Примерно такую же датировку отдельных эпизодов мифологической истории Египта дают уже упомянутые мифы о разделении Земли (Геба) и Неба (Нут). Это событие может быть сопоставлено с началом Пятой мировой эпохи ацтеков и науа (после 18 млн лет назад). А в конце Четвертой мировой эпохи «...небеса упали [на землю], и воды унесли всех живших масегуалей [“людей"] и из них были созданы все виды существующих ныне рыб; и так перестали существовать масегуали и само небо перестало существовать, так как оно упало на землю»(«История мексиканцев по их рисункам»). «Небо приблизилось к Земле и в один день все погибло.

Даже горы скрылись под водой...» («Кодекс Чимальпопока»).

К этому же времени, или рубежу олигоцена и миоцена (24 млн лет назад), может быть отнесено Творение Земли Атумом и Ра. «Вишна-пурана» характеризует это событие так: «Когда в давние времена умножились бессчетно живые существа, [и] Земля изнемогла под бременем гор и лесов и расплодившихся на ней тварей. Она не вынесла этого бремени и, провалившись в недра Паталы, погрузилась там в воду».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: