Детская н/психология

МАСТЕР – КЛАСС

ШИШКОВОЙ С.Ю.

 

Н/психология - наука о головном мозге и психике человека и их взаимодействии.

- наука о нарушении ВПФ, которые возникают при поражениях г.м. различной этиологии /органические поражения/ /опухоли, сосудистые поражения… - т.е. поражение возникает = нарушение ВПФ/.

 

Н/психология возникла примерно 60 лет назад на стыке наук: психологии, неврологии, нейрохирургии, анатомии, физиологии, лингвистики. Сначала была частью неврологии и нейрохирургии.

Александр Романович Лурия – основоположник н/психологии = «лурьевская н/психология» – нашу н/психологию так называют.

Начал развивать клиническую психологию Лев Семенович Выготский: исследуя в клинике с целью изучения нормальной психологии.

Выготский - создатель «генетического метода психологии» + клинические методы = н/психологические методы.

- исследовал детей с органическими поражениями г.м. в «клинике нервных болезней 1-го мединститута».

- изучал причины нарушения ВПФ у взрослых и детей.

- изучал локализацию ВПФ и связь их нарушений с г.м.

1933 г. – Лурия + Бассен (невролог) = изучали проблемы нарушения ВПФ у детей.

Далее во время ВОВ развивалась н/психология: государство дало задание (Сталин) создать госпиталь, чтобы ученые создали методы и теории для восстановления ВПФ у раненых. =

В Казахстане в Кисигачах был создан такой госпиталь: Лурия, С.Л. Рубинштейн, Леонтьев = восстановление движений, Запорожец, Бассен с женой = восстановление ВПФ, Зейгарник, Ананьев Б.Г., Занков, … =

«период затишья»: ажиотажа такого не было, но н/психологические исследования шли.

В 60-е годы на 1-е место вышла н/психология: сердечно – сосудистые заболевания повысились (инсульты) = нарушения памяти, … =

Лурия: кафедра н/психологии: афазиология и реабилитация – основное внимание + другие процессы.

Предмет н/психологии – изучение мозговых основ психических функций и изучение проблем взаимоотношения психики и г.м. (научное исследование).

Не решен вопрос: как наложить непространственные психические процессы на пространственный мозг (Павлов).

Речь – пространственна (Цветкова) (звучание материально, письмо – материально, звук – материален, но запоминание не пощупаешь).

Всегда в г.м. ученые искали области, которые были бы изоморфны (изо=одинаковое, морфны=форма = сходные по форме) с психическими процессами. Но нельзя найти ответ таким путем: поиска отдельных областей = другие пути надо искать.

В 50 – 70 г. монографий много: схемы работы г.м. и локализация психических функций без эксперимента, … (-).

Теперь стали обращаться к экспериментальным клиническим работам.

Н/психология позволяет показать на такой основе непрямое соотношение систем мозга и психических процессов.

Лурия: - «н/психология впервые сделала целью научного исследования изучение роли не отдельных участков, а отдельных систем г.м. в осуществлении психической деятельности» (Лурия).

- мозг – единое целое, очень тонко дифференцированное.

- мозг всегда целиком работает, н-р: не может только правое полушарие работать.

- мозг в целом курирует работу отдельных систем.

- психологический анализ + нейро/генетический + н/психологический анализ.

Головной мозг – важный орган во всем организме

                        - это часть организма, работает и живет со всем организмом

                        - взаимодействие с организмом. = «соматопсихология»

Головной мозг (Павлов) – высший аппарат интеграции всех органических процессов.

- это аппарат организации активного взаимодействия человека с окружающей средой: с  

- природой и с социальной средой.

- орган обучения и развития ВПФ и вообще всей психической деятельности человека.

- г.м. саморазвивается, но его развитие протекает в сложном взаимодействии разных уровней        

- г.м. в структуре самого взаимодействия и взаимодействия разных уровней ВПФ.

- работу г.м. нельзя рассматривать в отрыве всех вышеперечисленных составляющих.

= Все созревание г.м. и формирование ВПФ нельзя рассматривать в отрыве от г.м. и социальной среды.

(письмо и чтение возможно тогда, когда мозг морфологически созрел к этому)

(работа с компьютером – новая форма психической деятельности и мозг ее воспринял и продолжает развивать).

Методы по исследованию работы г.м., нарушения ВПФ (их сейчас много): п/диагностические методы.

(много стандартизированных из США пришло (-) + только количественный, а не качественный анализ (-)).

 

Задачи н/психологии: (к н/психологии детского возраста также относятся):

Центральная задача:

1. изучение синдромных мозговых механизмов нарушения или несформированности ВПФ:

смотрим все ВПФ н-р: память нарушается в системе всех ВПФ + синдромы различные (в системах различных память нарушается)

н/психология последовательно изучает (группа задач):

мозг и психика: как размещается (локализуется) в г.м. психическая функция?

- какие мозговые структуры принимают участие в осуществлении той или иной психической функции

- поражение (или недоразвитие или функциональная слабость) каких мозговых структур участвует в нарушении психической функции

- взаимодействуют ли эти мозговые структуры?: отдельно друг от друга или взаимодействуют = каким образом и зачем если взаимодействуют

- взаимодействуют ли нарушенные психические функции с другими психическими функциями (сохраненными или нарушенными) = изолированно или системно нарушаются психические функции.

2. - взаимодействие ВПФ и как оно отражается на морфофизиологическом уровне

- как взаимодействуют сохраненные ВПФ с нарушенными и взаимодействуют ли

2. возможности путей и методов реабилитации взрослых больных с локализованными поражениями и детей с функциональными органическими поражениями г.м.

(некоторые врачи и сегодня считают, что ВПФ нельзя восстановить (-))

(неврологи крупные Коноваловы: невролог Коновалов стал нейрохирургом – (+) относится к н/психологии).

 

Детская н/психология.

Сегодня тенденции в развитии: дифференцированная н/психология (-), т.к. дифференциальная = разнородный, но

 д/н/психология не может быть разнородной с общей н/психологией = «дифференциальная» - неправильный термин.

Общая н/психология – источник, а от него развиваться начинают другие направления (нейроанатомия…).

Д/ н/психология – наиболее перспективное н/психологическое направление.

Д/ н/психология – не более 10 лет ей (ею и ранее занимались в общей н/психологии).

Но в 60-х годах н/психология: н/психологии н/психологические научно обоснованные методы для постановки диагноза и реабилитации + педагогика, дефектология, детская неврология, специальная психология… были привлечены = искали причины роста неуспеваемости детей.

60-е годы: Цветкова + Лурия по заказу Германии книга «Роль н/психологии в дидактике» (переиздавалась сейчас): острая необходимость методов н/психологии и реабилитационных методов в общеобразовательных школах =

Д/н/психология стремительно стала развиваться.

Эмпирический подход сегодня в решении проблем, а не научный = научную работу надо вести.

Проблемы надо решать:

- подход должен быть научным в изучении отклонений психической деятельности детей;

разработка концептуального аппарата

(Леонтьев: должно быть научное обоснование всегда; «фактологический период» сейчас, а факт есть факт  

(эмпирическая работа), он ничего не доказывает)

(Семенович, гр. Акутиной… пытаются разработать научные подходы, но они «идут розно» все)

- разработка н/психологических методов:

сегодня нет методов для различных возрастов

все дошкольное детство: принципиальной разницы нет, но должны быть специальные методы для них

(принципиальная несопоставимость уже сформировавшихся ВПФ у взрослых и формирующихся у детей;  

формирующихся также и там и там = различные методы)

- искоренять использование стандартизированных методов.

У детей имеем дело в развивающимися ВПФ, с развивающимся г.м., с развивающимися физиологическими и биохимическими процессами! = все это должны учитывать методы.

 

Выготский: факты, указывающие на принцип хроногенности (хроно=время, генности=происхождение) локализации ВПФ = разное временное происхождение – надо учитывать!: одна и та же ВПФ меняет свою локализацию на разном возрастном этапе и локализация в г.м. одной и той же ВПФ у взрослого и ребенка не совпадает на разном возрастном этапе

(в 3 года понимание локализуется там, а позже у него же в другом месте локализуется! А у взрослого уже стабильная локализация!).

Неврологическое и морфологическое обеспечение также в изменении находится с возрастом: Анохин, Асрасхисов также об этом писали: сложные соотношения ВПФ и функциональной системы ей соответствующей.

 

- отсутствие инструментария в н/психологии:

инструментарий: синдром, фактор, симптом в общей н/психологии;

в н/психологии можно без дополнительной проверки локализацию указать, но нельзя проверить, т.к. нет оборудования у нас и не совсем изучен фактор, симптом и синдром в д/н/психологии – мы пользуемся этими понятиями из общей н/психологии;

синдром у детей также меняется, т.к. локализация ВПФ меняется

- разработка коррекционно – развивающего обучения и других более адекватных методов у детей с неклиническими нарушениями ВПФ.

+ выработка критериев, по которым можно распределять детей по школам: умственно отсталых,…

Д/н/психология относится к областям знаний: неврология, нейрохирургия, опухоли, эпилепсия, травматология, геронтология, сосудистые, аномальное развитие психики детей = заболевания г.м. (здравоохранения органы) +

Дошкольные и школьные учреждения + социальная помощь людям.

Задачи:

- постановка топического диагноза

- более точная и ранняя дифференциация общемозговых или локальных симптомов (постановка дифференцированного диагноза)

- оцениваем динамику лечения (в различное время смотрим: н-р: в начале и в конце месяца смотрим и сравниваем)

- реабилитация (восстановление) ВПФ у взрослых или формирование ВПФ у детей.

Темп подачи, скорость, объем, шумы = нейродинамика = быстрей, быстрей = у него не получается= я: а теперь мы медленно будем делать = меняем н/динамику и он хорошо делает

= нарушение динамики корковых мозговых процессов

все психические функции имеют н/динамический компонент.

ЗПР:

- органического генеза (-)

- функционального генеза (это лучше)

если чего-либо задержка (задержка речевого развития) = задержка всего психического развития будет! = не только с логопедом надо заниматься.

Выготский впервые ЗПР от олигофрении отдифференцировал (см. его книги).

Дисграфия, акалькулия редко у детей идут изолированно (дефектологи), в основном в синдроме каком-либо идут (н/психологи).

Надо не только нарушение, но и сохранность определить!

// если локализация: н-р: в задних лобных отделах; если снижение нейродинамики всей коры: если их снять = правильное выполнение (и нет патологии задних лобных отделов)//

// неклинические нарушения = негрубые нарушения//


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: