МОДУЛЬ 2. ФАКТОРЫ ВНЕШНЕГО ВЛИЯНИЯ НА ПОВЕДЕНИЕ. ПОТРЕБИТЕЛЕЙ.
2.1. Концепция культуры:
Культура - ключевое понятие для понимания поведения потребителей. Культура - широко признанный набор ценностей, идей, предметов человеческого труда и других значимых символов, которые помогают людям общаться, а также интерпретировать и оценивать друг друга как членов общества.
Культура включает как абстрактные, так и материальные элементы. Абстрактными элементами являются ценности, идеи, типы индивидуальности, религиозные убеждения. Под материальными компонентами подразумеваются книги, дома, инструменты, компьютеры, здания.
Культурные ценности - это всеобщие взгляды на то, какого образа жизни должны придерживаться люди, формальные и неформальные правила, определяющие, какие цели они должны перед собой ставить и как должны их добиваться. Эти идеи не одинаковы в разных сообществах: в одних культурах соперничество приветствуется, в других подвергается строгим санкциям.
Нормы поведения - это правила, образцы поведения в конкретных ситуациях, основанные на культурных ценностях.
Нормы поведения определяются двояко: во-первых, к ним относятся схемы идеального поведения, приветствуемые и поощряемые обществом (идеалы); во-вторых, норма - это описание поведения большинства членов социальной системы (образцы). Образцы - это рекомендуемые модели поведения.
Культура помогает людям осознать себя как личности и обучиться приемлемым моделям поведения. Под воздействием культуры формируются важнейшие мировоззренческие и поведенческие аспекты личности:
- осознание себя и мира;
- общение и язык;
- одежда и внешность;
- культура питания;
- представления о времени;
- взаимоотношения (на уровне семьи, организаций, правительства и т.д.)
- ценности и нормы;
- вера и убеждения;
- мыслительные процессы и обучение;
- привычки в работе.
Культурные ценности:
- приобретаемы. Большая часть человеческого поведения обусловлена обучением. Культурные ценности определяют и направляют поведение потребителей посредством установления культурных норм;
- адаптивны (эволюционируют вместе с развитием способности общества функционировать);
- очерчивают рамки, в которых думает и действует большинство потребителей;
- их влияние часто не осознается. Человек ведет себя, думает и чувствует в манере, согласованной с другими членами той же культуры, потому что это представляется правильным;
- передаются из поколения в поколение.