7.1. Обработка информации и восприятие:
Реакция потребителей на маркетинговые коммуникации зависит от того, как они обрабатываются. Понимание принципов и результатов процесса обработки информации является чрезвычайно важным в различных сферах маркетинговой деятельности: при формировании рекламы, разработке торговых марок, для личной продажи, при подготовке торгового персонала.
Обработка информации - это процесс получения, интерпретации, сохранения в памяти и воспроизведения раздражителя
Модель процесса обработки информации состоит из пяти этапов: контакт, внимание, понимание, принятие, запоминание. Стимул, прежде чем попасть в память, должен пройти все пять этапов обработки информации.
Первые три этапа процесса обработки информации составляют процесс восприятия. Люди по-разному воспринимают одну и ту же ситуацию. Каждый потребитель организует и интерпретирует эту информацию по-своему.
Восприятие - это процесс, посредством которого индивид отбирает, организует и интерпретирует информацию, формируя в своем сознании картину окружающего мира
|
|
У людей формируется разное восприятие одного и того же раздражителя, поскольку у них по-разному протекают процессы восприятия.
7.2. Контакт:
Для начала процесса обработки информации необходимо наличие стимула и доступность его для обработки, при этом возникает контакт. Контакт требует от осуществляющего коммуникацию выбрать те средства массовой информации, которые смогут охватить целевой рынок.
Контакт происходит при физическом приближении к раздражителю, что активизирует одно или несколько чувств
Контакт имеет место, когда, например, реклама появляется в области сенсорных рецепторов, активизирует их, и закодированная информация по нервным волокнам передается в головной мозг. Это явление называется ощущением.
Ощущение представляет собой немедленную реакцию наших органов чувств или чувственных рецепторов на такие основные раздражители как свет, цвет, звук, запахи и осязаемые поверхности
На ощущение влияют три следующих пороговых значения:
- нижний, или абсолютный порог. Это минимальное количество стимулирующей энергии или интенсивности, необходимой для возникновения ощущения;
- предельный порог. Это точка, в которой дополнительное увеличение интенсивности стимула уже не влияет на ощущение;
- дифференциальный порог. Это минимальное изменение интенсивности раздражителя, которое может заметить человек.
Практика маркетинга нередко требует оценки, какие изменения маркетингового стимула будут восприняты потребителем. Например, какими должны быть скидки с цены, чтобы потребители оценили их как значимые.
|
|
Закон Вебера связывает величину минимального изменения интенсивности стимула (Д1) с начальной интенсивностью стимула (I):
* = д 7
I,
где К - константа, которая различна для разных органов чувств.
Согласно закона Вебера, по мере роста исходной интенсивности раздражителя возрастает и величина необходимых изменений.
7.3. Внимание:
Внимание можно определить как направление познавательных ресурсов на обработку информации
Внимание имеет место, когда стимулы активизируют сенсорные рецепторы, и возникающее ощущение передается в мозг для последующей обработки. Далеко не все стимулы, которые активизируют наши сенсорные рецепторы на стадии контакта, получают дальнейшую обработку. Потребители постоянно контактируют с количеством стимулов, в тысячи раз большим, чем они способны обработать.
Для того, чтобы избежать перегрузки, потребители практикуют своего рода «экономию психической энергии», выбирая те или иные стимулы. Как они выбирают? Одна из серьезных проблем маркетинговых коммуникаций - побудить потребителя обратить внимание на ту информацию, которую продавец хочет ему сообщить. Признавая реальность избирательного внимания, важно понимать, какие факторы влияют на распределение ограниченных познавательных ресурсов потребителей.
Факторы, определяющие внимание, можно разделить на две группы: индивидуальные (личные) и факторы, относящиеся к стимулам.
Индивидуальные факторы
Индивидуальные факторы - это индивидуальные особенности человека, которые оказывают влияние на внимание и находятся, как правило, вне контроля маркетолога. Но их существование необходимо признать и рассматривать как ограничения, преодоление которых свидетельствует об эффективности маркетинговой стратегии. К числу индивидуальных факторов относятся: потребность, отношения, уровень адаптации к стимулу, продолжительность внимания.
Факторы, относящиеся к стимулам (стимульные)
Факторы, относящиеся к стимулам, - это характеристики самих стимулов. Данные факторы контролируемы, ими можно управлять в интересах повышения или привлечения внимания. Стимулы, которые отличаются от других, находящихся вокруг, будут замечены с большей долей вероятности. К числу стимульных факторов относятся: размер стимула, цвет, интенсивность, контраст, позиция, движение, направление, изоляция, новизна, привычные стимулы внимания, привлекательная личность, стремительная перемена стимула.
7.4. Понимание:
На этом этапе стимулу придается определенный смысл. В результате сочетания индивидуальных и стимульных характеристик, а также существующих у потребителя знаний стимул классифицируется и осмысливается.
Классификация стимула означает его осмысление с использованием хранящихся в памяти понятий. Поведение потребителя зависит от того, какое значение он закрепляет за такими маркетинговыми стимулами как, например, цена, упаковка, торговая марка. Организации нередко пытаются повлиять на то, какие категории будут использовать потребители при классификации их продуктов. Классификация стимула может оказать важное влияние на его понимание.
Понимание, как и внимание подвержено влиянию многих факторов - индивидуальных и факторов, относящихся к стимулам. Индивидуальные факторы: знания потребителя, ожидания, мотивация. Стимульные характеристики играют важную роль в том, как будут интерпретированы атрибуты продукта, его упаковка, реклама, а также оказывают влияние на активизацию умственных процессов и окончательное понимание определенного сообщения. Факторы, относящиеся к стимулам (стимульные): лингвистика (интерпретация вербальных стимулов), контекст, организация стимулов.
|
|
Потребитель стремится связать поступающие ощущения с другими, уже имеющимися в памяти, на основе некоторых фундаментальных организационных принципов. Эти принципы опираются на гештальтпсихологию. Она изучает психику с точки зрения целостных структур (гештальтов), которые первичны по отношению к собственным компонентам.
Это направление психологии постулирует три принципа организации стимулов.
Простота стимула означает, что для людей предпочтительнее простое восприятие стимула.
Фигура - фон. Люди обычно организуют свое восприятие таким образом, что доминирует одна часть стимула (фигура), а другая часть отходит на задний план (фон). В зависимости от конкретного потребителя, а также других факторов, разные части изображения могут восприниматься как фигура или как фон. Знакомые объекты обычно выделяются. Знакомое лицо, например, узнается в толпе. Принцип «фигура - фон» актуален для телерекламы и другой визуальной коммуникации.
Целостность подразумевает склонность людей разрабатывать полную картину восприятия, даже если некоторые элементы отсутствуют. Данный принцип актуален при разработке рекламы
7.5. Принятие:
Принятие - убеждающее влияние раздражителя на знания, отношения или само поведение
Понимание и принятие - это понятия, различающиеся по - своему содержанию. Потребители могут правильно понимать содержание обращения, но не соглашаться с этим содержанием. Для продавца важным является вопрос, насколько будет принята (если будет вообще) передаваемая потребителю информация.
Принятие зависит как от познавательных, так и от эмоциональных реакций.
Познавательные реакции
Познавательная реакция - это когнитивная реакция, вызванная стимулом. В случае высокой мотивации потребителя на восприятие рекламы, принятие заявления будет зависеть от типа познавательных реакций. Различают поддерживающие и противодействующие реакции. Поддерживающие реакции - это те, которые благоприятны для заявлений рекламодателя. Противодействующие реакции - это те, которые противоречат заявлениям рекламодателя. Когда потребители слабо мотивированы на рекламные заявления, принятие зависит от познавательных реакций на оформление самого объявления. Познавательные реакции важны при оценке эффективности коммуникации, поскольку с их помощью можно выявить причины отношений.
|
|
Эмоциональные реакции
Эмоциональная реакция - это чувственная реакция, вызванная стимулом. Например, эмоциональная реакция при просмотре рекламного объявления. Оптимистические и «теплые» чувства способствуют принятию, а негативные - мешают ему.
7.6. Запоминание:
Запоминание - процесс переноса понимания и убеждения стимула в долгосрочную память.
Дж. Энджел, Р. Блэкуэлл, П. Миниард делят память на три компоненты: 1) сенсорная память; 2) краткосрочная память; 3) долгосрочная память.
Сенсорная память. В сенсорной памяти поступающая информация подвергается первоначальному анализу, основанному на физических свойствах стимула - громкость звучания, форма изображения. Сенсорная память - временное хранилище информации. После прохождения через сенсорную обработку стимул поступает в краткосрочную память.
Краткосрочная память - кратковременное хранение информации, используемой в текущее время. Краткосрочная память соединяет сенсорную и долгосрочную систему хранения информации для осуществления классификации и интерпретации стимула.
Краткосрочная память имеет ряд ограничений. Во-первых, она способна содержать только ограниченный объем информации в определенный момент времени - от четырех до семи единиц информации. Во-вторых, она ограничена по длительности хранения информации без усилий по ее сохранению. Обычно информация теряется в течение 30 или менее секунд.
Долгосрочная память представляет собой неограниченное постоянное хранилище информации. Она имеет две основные характеристики - объем и организацию.
Поскольку продавцы стараются поместить информацию в сознание потребителей, то важно понимать, каким образом происходит сохранение информации в памяти, какие факторы влияют на процесс сохранения, извлечения и использования информации в принятии потребительских решений.
7.7. Процесс обучения:
Обучение - это процесс, посредством которого опыт приводит к изменению знаний, отношений и /или поведения
Обучение важно для процесса потребления, поскольку поведение потребителей - это в основном приобретенное, усвоенное поведение. Потребители приобретают вкусы, ценности, убеждения, привычки, предпочтения, формы поведения, отношения посредством обучения. Специалисты по маркетингу прилагают большие усилия для обучения потребителей существованию своих товарных марок и их характеристикам.
Обучение - изменение в содержании или организации долгосрочной памяти. В то же время в процессе обучения потребителя меняются его знания, отношения и/ или поведение. Обучение является результатом обработки информации и вызывает изменения в памяти.
Методы обучения потребителей классифицируются на две группы:
- по принадлежности/ отношению к подходам к обучению - познавательные и бихевиористские;
- по характеру обучения - высокой или низкой вовлеченности в обработку информации.
В исследовании обучения существуют две основные школы или подхода - познавательный и бихевиористский.
В рамках познавательного подхода обучение рассматривается как изменение знаний. Отсюда - фокус на понимание психических процессов, определяющих как люди усваивают информацию, то есть, как информация передается в долгосрочную память. Бихевиористский подход к обучению акцентирует внимание на физическом наблюдаемом поведении. Психические процессы, которые нельзя наблюдать - игнорируются. Обучение рассматривается как изменения в поведении, обусловленные развитием ассоциаций между стимулами и реакциями на них.
Обучение может осуществляться как в ситуации высокой, так и в ситуации низкой вовлеченности. Ситуация обучения высокой вовлеченности - та, в которой потребитель мотивирован на изучение материала. Например, индивидуум, читающий журнал об автомобилях перед тем, как совершить покупку, возможно высоко мотивирован изучать материал, относящийся к различным маркам автомобилей. Ситуация обучения низкой вовлеченности - та, в которой потребитель слабо или совсем не мотивирован изучать материал. Например, индивидуум смотрит телепрограмму, которая прерывается рекламой продукта. Продукт сейчас не нужен индивидууму и он не мотивирован к реакции на увиденную рекламу. Вовлеченность зависит от степени мотивированности.
Рассмотрим подробно методы обучения потребителей в рамках познавательного подхода, а затем - в рамках бихевиористского подхода.
7.8. Познавательное обучение:
В центре внимания при исследовании познавательного обучения находятся психические процессы, которые включают как простое усвоение информации, так и решение сложных творческих проблем. Люди обучаются концепциям, отношениям, фактам, которые увеличивают их способность рассуждать, решать проблемы.
Основные характеристики познавательного обучения
Две основные характеристики познавательного обучения представляют интерес для разработки маркетинговых стратегий: сила обучения и забывание.
Сила обучения
Сила обучения - это прочность и длительность сохранения информации
Сила обучения велика, если потребитель знает и помнит преимущества определенной марки достаточно продолжительное время.
На силу познавательного обучения влияют ряд факторов: повторение, актуализация (степень интеграции между стимулом и существующими знаниями), самореференция (обращение к собственному «Я» и личному опыту индивидуума), визуальность, мнемонические приемы (рифмы и созвучия).
Забывание
Забывание - это невозможность восстановить или активизировать информацию из долгосрочной памяти.
7.9. Классическое обусловливание:
Классическое обусловливание - обучение посредством ассоциации стимула (раздражителя) и реакции (поведения). Обучение является результатом ассоциации «стимул - реакция»
Для многих понятие классическое обусловливание связано с академиком И.П. Павловым и его собаками. И.П. Павлов - основоположник теории условной рефлексии. Он продемонстрировал данный тип обучения с помощью ряда опытов. Классическое обусловливание - это процесс использования отношения между стимулом и реакцией для обучения некоторой реакции на различные стимулы.
Многое в человеческом поведении может объясняться простым обусловливанием. Значительная часть рекламы основана на механизме формирования связей между условным стимулом (УС) и безусловным стимулам (БС). Цель состоит в том, чтобы связать некий продукт (УС) с конкретным образом (БС), обладающим привлекательностью для потенциального потребителя.
Слушание популярной музыки (БС) вызывает у многих индивидуумов позитивные эмоции (БР - безусловная реакция). Если при прослушивании музыки последовательно осуществляется показ конкретной марки какого - либо продукта (УС), то марка сама будет вызывать те же позитивные эмоции (УР - условная реакция).
На рынках, где конкурирующие марки не имеют заметных различий, трудно дифференцировать марку, основываясь только на ее отличительных особенностях. Однако можно выделить марку, изменяя отношение к ней с помощью стимулов, вызывающих положительные эмоциональные реакции. Таким образом, реклама, основанная на классическом обусловливании наиболее эффективна для товаров, предложения которых достаточно однородны - сахар, мука.
Основные характеристики классического обусловливания Наибольший интерес для специалистов по менеджменту представляют следующие характеристики классического обусловливания: сила обучения, угасание, или забывание, обобщение и дискриминация.
Сила обучения
На силу обучения (классического обусловливания) влияют ряд факторов: повторение, актуализация, сила безусловного стимула (БС), прошлый опыт.
Угасание
Угасание - исчезновение усвоенного в результате классического обусловливания рефлекса (УР), т.е. УС перестает вызывать УР
Многие продукты, например, автомобили и одежду, потребители видят чаще, чем другие, например, мыло и стиральные порошки. Частые контакты способствуют угасанию, поскольку продукты (УС) встречаются без БС. Таким образом, классическое обусловливание следует применять для реже встречающихся товаров.
Обобщение стимулов Обобщение (генерализация) стимулов - это одинаковая реакция на сходные стимулы
При появлении нового стимула, похожего на имеющийся, потребитель склонен реагировать на него таким же образом. Обобщение стимулов происходит, когда, например, потребитель благоприятное отношение, вызванное одним из товаров компании «Samsung» переносит на другие товары той же марки.
Обобщение стимула может иметь в маркетинге как позитивное, так и негативное значение. Например, неудача производителя с одним продуктом может распространяться на другие.
Основной принцип обобщения состоит в следующем: если реакция заучена на определенный стимул (продукт А), то другие аналогичные стимулы (продукты В и С того же производителя) обретают тенденцию вызывать эту же реакцию. Проблема вывода на рынок новой марки связана для производителя с обучением потребителя. Использование сходных марочных названий, упаковок, форм, цветов товара, основанное на применении метода обобщения стимула, помогает перенести предыдущий опыт на новую марку.
Дискриминация стимулов Дискриминация стимулов - процесс, посредством которого организм вырабатывает определенную реакцию на один раздражитель, но избегает аналогичных реакций на другие раздражители
Дискриминация стимулов имеет большое значение в маркетинге, поскольку производители хотят, чтобы их товары отличались от других товаров. Легче всего сделать товар различимым, наделив его уникальными преимуществами или свойствами.