Инструментальное (оперантное) обусловливание - обучение, которое основано на влиянии последствий поведения на вероятность повторения такого поведения
Процесс инструментального обучения тесно связан с именем психолога Б.Ф. Скиннера, который продемонстрировал его на голубях и различных животных. Механизм метода инструментального обучения заключается в следующем: голубь помещается в клетку с перекладиной. Подкрепление поведения - появление пищи после нажатия перекладины - закрепляет связь между поведением и результатом. Аналогично этому, удовлетворение, получаемое потребителем от нового продукта, увеличивает шансы повторной покупки. Однако повторная покупка вряд ли состоится, если продукт не удовлетворил потребителя.
Подкрепление в методе инструментального обусловливания играет более важную роль, чем в методе классического обусловливания. Поскольку в этом методе нет автоматического отношения «стимул - реакция», индивидуум должен быть побужден включиться в желаемое поведение. Затем это поведение должно быть подкреплено. Кроме того, при классическом обусловливании тесно соединяются два раздражителя, а инструментальное обучение является результатом подкрепления, получаемого вслед за желаемым поведением. Процесс инструментального обучения занимает некоторый период времени, в течение которого попытки нежелательного поведения прекращаются, так как они ничем не подкрепляются.
Инструментальная выработка условных рефлексов происходит одним из четырех способов. При положительном подкреплении инструментальное поведение (нажатие голубем перекладины) ведет к появлению положительного стимула (еда), соответствующее поведение запоминается. Отсутствие положительного подкрепления (появления еды) при инструментальном поведении (нажатии перекладины) приводит к ослаблению или прекращению такого поведения. Отрицательное подкрепление поведения ведет к устранению отрицательного стимула. В эксперименте с голубем нажатие на перекладину ведет к прекращению отрицательного стимула - слабого электрошока. Наказание, то есть появление отрицательного стимула при нажатии на перекладину - слабого электрошока - снижает вероятность повторения поведения.
В потребительском поведении можно найти много примеров инструментального обусловливания. При положительном подкреплении потребитель обучается такому поведению, которое дает положительный результат. Например, если на рынке появилась новая торговая марка йогуртов и покупатель удовлетворен его вкусом (положительное подкрепление), то он добавляет продукт в свой покупательский список. При неудовлетворенном вкусе начальная покупательская реакция будет снижена, поскольку устранение положительного стимула ослабляет реакцию на предшествующий стимул. Потребитель обучается тому, что поведение (реакция на стимул) больше не дает положительного результата.
Наказание происходит в том случае, когда, например, качество марки купленного продукта оказалось низким. Потребитель обучается не повторять поведение, ведущее к наказанию.
Подкрепление - позитивное или негативное - имеет большое значение для ситуации высокой вовлеченности.
Последовательность событий, составляющих метод инструментального обусловливания, отличается от классического обусловливания. В первом из них потребление предшествует симпатии потребителя к продукту, а во втором, наоборот, симпатия предшествует потреблению.
С точки зрения маркетинга большой интерес представляет положительное или отрицательное подкрепление. Подкрепление может быть как товарным, так и нетоварным.
Товарное подкрепление без покупки - предоставление бесплатных образцов продуктов (шампунь, новые образцы безалкогольных напитков). Как показали исследования, за счет использования бесплатных образцов повышается степень проникновения на рынок.
Нетоварное подкрепление - дополнительное подкрепление, которое производители предлагают потребителям товаров, например, возврат части цены за товар постоянным клиентам, начисление баллов за покупки, телефонный звонок - выражение благодарности за совершенную покупку, благодарственные письма, раздача подарков, выдача товара во временное пользование в надежде на то, что знакомство с продуктом окажется для потребителя достаточно привлекательным.
7.11. Моделирование:
Моделированием называется процесс копирования поведения других людей. Моделирование включает в себя как элементы познавательного, так и бихевиористского методов обучения. При этом методе обучения люди наблюдают за действиями других людей и последствиями этих действий, используя последние в качестве моделей для своего собственного поведения.
Процесс замещающего обучения (моделирования) осуществляется в том случае, если проходит следующие четыре этапа:
- внимание потребителя направлено на соответствующую модель, которой он хотел бы подражать по причине ее привлекательности, компетентности, социального положения и сходства с ним;
- потребитель помнит, что говорит и делает модель;
- потребитель преобразует (превращает) эту информацию в действия;
- потребитель мотивирован на выполнение этих действий.
Контрольные вопросы:
1. Опишите сущность понятия «обработка информации».
2. Охарактеризуйте понятие восприятия.
3. Опишите этап обработки информации - контакт.
4. Назовите три пороговых значения, которые влияют на ощущение потребителя.
5. Опишите закон Вебера.
6. Охарактеризуйте этап обработки информации - внимание и факторы его определяющие.
7. Укажите отличия этапа обработки информации - понимание.
8. Назовите факторы, оказывающие влияние на этап обработки информации - принятие.
9. Охарактеризуйте этап обработки информации - запоминание и назовите компоненты памяти.
10. Опишите сущность процесса обучения.
11. Укажите различия двух основных школ или подходов в исследовании обучения - познавательного и бихевиористского.
12. Укажите отличия ситуаций обучения высокой и низкой вовлеченности.
13. Охарактеризуйте сущность и основные характеристики познавательного обучения.
14. Опишите метод обучения - классическое обусловливание.
15. Назовите характеристики классического обусловливания.
16. Укажите отличия понятий обобщение (генерализация) и дискриминация стимулов.
17. Охарактеризуйте метод обучения - инструментальное обусловливание.
18. Опишите метод обучения - моделирование.
Список литературы:
1. Алешина, И.В. Поведение потребителей: учебник / И.В. Алешина. М.: Экономиста, 2006.
2. Драганчук, Л.С. Поведение потребителей: учеб.-метод. комплекс / Л.С. Драганчук. Красноярск: Издат. Центр ИЕ и ГН СФУ, 2007.
3. Статт Д. Психология потребителя /Д. Статт: пер. с англ. - СПб.: Питер, 2003.
4. Федько Н.Г. Поведение потребителей: учебное пособие /Н.Г. Федько, В.П. Федько. - Ростов н/Д: Феникс, 2001.
5. Энджел, Дж. Ф. Поведение потребителей. 10 - е изд. /Дж. Ф. Энджел, Р.Д. Блэкуэлл, П.У. Миниард: пер. с англ. СПб.: Питер Ком, 2007.
6. Hawkins D. I., Best R. J., Coney K. A. Consumer behavior: Implications for marketing strategy. The McGraw-Hill Companies, Inc., 2004.
7. Hoyer W. D., MacInnis D. J. Consumer behavior. Houghton Mifflin Company, 2004.