Сантьяго. Сантьяго. Игнатьич. Описание рыбы Сантьяго

Тема урока: «Игнатьич и Сантьяго: на крючке у природы»
(по книге В.П. Астафьева «Царь-рыба» и повести Э. Хемингуэя «Старик и море»)


Цели урока:

  • раскрыть нравственные идеалы писателей;
  • показать особенности воплощения темы «Человек и природа» в книгах В. Астафьева и Э. Хемингуэя;
  • выявить особенности художественной стилистики писателей.


Методические приёмы:

  • аналитическая беседа
  • сопоставительный анализ

 

Ход урока


1. Вступительное слово учителя

Виктор Петрович Астафьев свою знаменитую книгу «Царь-рыба» писал в то время, когда почти ничего не говорилось об экологии, когда восхвалялись великие стройки, всерьёз обсуждался проект поворота сибирских рек на юг. Астафьев в этой книге заговорил о бережном отношении к природе, о её беззащитности и вместе с тем о способности постоять за себя.

В одной повести он показал людей, умеющих мирно уживаться с ней и брать от неё только самое необходимое. Но в ней же он вывел и фигуры браконьеров, их циничное, пренебрежительное отношение к природе. К ним относится Игнатьич, один из главных героев книги «Царь-рыба».

Я предлагаю вам рассмотреть это повествование в рассказах в сопоставлении с повестью американского писателя Эрнеста Хемингуэя «Старик и море». Можно выявить много общего между этими, казалось бы, такими разными произведениями. Будет особенно интересно понаблюдать над главными героями, Игнатьичем и Сантьяго, ведь они оба рыбаки, да ещё какие! И вот однажды каждый из них оказался в сходной ситуации: на «крючке» у огромной рыбы, в обоих случаях олицетворяющей природу.


2. Беседа с классом

  • Расскажите о Сантьяго, какое впечатление он на вас произвёл?

(Это старый кубинский рыбак, который вот уже 84 дня безрезультатно выходит в море.. Он мечтает поймать большую рыбу: «Ведь должна же она где-нибудь плыть». И вот на 85 день его мечта осуществилась: на крючок попала огромная рыба-меч. Сантьяго сохраняет мужество в трудную минуту. Трое суток идёт тяжелейшая борьба, но он не уступил рыбе, он победил её. Это очень сильный человек, его сражение с огромной рыбой впечатляет. Невольно испытываешь уважение к нему.)

  • А что вы скажете об Игнатьиче?

(Игнатьич Астафьева тоже хороший рыбак, по сравнению с другими, более удачливый. «Ловил Игнатьич рыбу лучше всех и больше всех». Но, в отличие от Сантьяго, рыбалка не является делом всей его жизни. К людям относился он «с некой долей снисходительности и превосходства». «Он везде и всюду обходился своими силами», «был посноровистей любого механика, любил поковыряться в технике», «имел лучший в посёлке дом».

  • И вот однажды каждому из них посчастливилось поймать гигантскую рыбу, борьба с которой могла стоить им жизни. Каковы мотивы, заставившие героев вступить в эту схватку?

(Сантьяго живёт в нищете, вновь и вновь идти в море его заставляет крайняя нужда. Рыбалка для него – единственная возможность выжить. Игнатьич ловит рыбу ради наживы. Все его достоинства подавляются безграничным хищничеством, превратившимся в стремление урвать лишний кусок. Игнатьич чувствует себя хозяином на большой реке, но и он узнает, что природа может мстить.)

  • Наши симпатии, безусловно, на стороне Сантьяго. Почему?

(Сантьяго стар и мудр. Он не чувствует своего превосходства над природой, он с ней на «вы», но и сдаваться Сантьяго не собирается: «Следовало бы мне покормить и большую рыбу. Ведь она моя родня. Но я должен убить её, а для этого мне нужны силы». И ещё: «Хоть это несправедливо, но я докажу ей, на что способен человек и что он может вынести».)

3. Сопоставительный анализ

  • Проследите по тексту, как через описание внешности героев можно определить отношение к ним авторов.

Сантьяго

«Старик был худ и измождён, затылок его прорезали глубокие морщины…. На руках виднелись глубокие шрамы, прорезанные бечевой, когда он вытаскивал крупную рыбу. Они были стары, как трещины в давно уже мёртвой безводной пустыне.

Всё у него было старое, кроме глаз, а глаза были цветом похожи на море, весёлые глаза человека, который не сдаётся. Рубаха его была такая же латаная, как парус».
Игнатьич

«Хозяин под стать своей лодке: прибранный, рыбной слизью не измазанный, мазутом не пахнущий. Он не будет о свою одежду руки вытирать, для этого старая тряпица имеется…

И лицо у Игнатьича цветущее, с постоянным румянцем на круто выступающих подглазьях и чуть впалых щеках. Руки у него без трещин и царапин, хоть и с режущими инструментами дело имеет.»

Вывод: Портретные зарисовки героев наглядно свидетельствуют об отношении к ним авторов: сочувствие и уважение к Сантьяго и отсутствие симпатии к Игнатьичу.

  • Какие чувства испытывают герои во время схватки с царь-рыбой? О чём их мысли и думы?

Сантьяго

«Ему стало жалко большую рыбу, которой нечего есть, но печаль о ней нисколько не мешала решимости её убить. Сколько людей она насытит! Но достойны ли люди ею питаться? Конечно, нет. Никто на свете не достоин ею питаться: поглядите только, как она себя ведёт и с каким благородством.

…Неужели я оплошаю и умру из-за какой-то рыбы? И главное – теперь, когда всё идёт так хорошо. Господи, помоги мне выдержать! Я прочту сто раз «Отче наш» и сто раз «Богородицу». Только не сейчас. Сейчас не могу.

…Может быть, грешно было убивать рыбу. Думаю, что грешно, хоть я и убил её для того, чтобы не умереть с голоду и накормить ещё уйму людей. Ты родился, чтобы стать рыбаком, как рыба родилась, чтобы стать рыбой».

Игнатьич

«Сейчас пойдёт!» - похолодел Игнатьич. Не всем умом, какой-то его частью, скорее опытом он дошёл – одному не совладать с этаким чудищем. Надо ждать! Ну, а дождёшься, так что? Делить осётра? Рубить на две, а то и на три части? В осётре икры ведра два, если не больше. Икру тоже на троих?

…Господи! Да разведи ты нас! Отпусти эту тварь на волю! Не по руке она мне! Икон дома не держал, в Бога не веровал, над дедушкиными наказами насмехался И зря.

…Пробил крестный час, пришла пора отчитаться за грехи.

…Прощенья, пощады ждёшь? От кого? Природа, она, брат, тоже женского рода! Значит, всякому своё, а Богу – Богово!»


Вывод: Сантьяго живёт в согласии с самим собой и с окружающим миром. Он не просто рыбак, а Человек, сражающийся с судьбой. Браконьер Игнатьич показан изнутри. Автор пытается донести до нас мысль о том, что всё-таки это люди, живущие среди нас, но возникающее сочувствие больше похоже на соболезнование. Последние слова Игнатьича (хочется в это верить!) оставляют надежду на нравственное исцеление героя:
«Иди, рыба, иди! Поживи, сколько можешь! Я про тебя никому не скажу!» - молвил ловец, и ему сделалось легче. Телу – оттого что рыба не тянула вниз, душе – от какого-то ещё не постигнутого умом освобождения».

  • Кого можно считать победителем, а кого - побеждённым? И есть ли они?

(Игнатьича, безусловно, следует считать побеждённым, но как быть с Сантьяго? «Старик знал, что теперь уже побеждён окончательно и непоправимо, но, вернувшись на корму, обнаружил, что обломок румпеля входит в рулевое отверстие и что им, на худой конец, тоже можно править», - эти строчки из повести звучат оптимистично. Из открытого финала ясно, что герой остался несломленным. И тут очень важен образ ученика старика, мальчика Манолина, он словно бы принимает из рук Сантьяго эстафету. Жизнь со всеми её печалями и радостями продолжается.)

  • К какому литературному направлению можно отнести повесть Э. Хемингуэя? Каковы её художественные особенности?

(Это романтическое произведение. Повесть проникнута оптимизмом, главный герой в жестокой схватке с гигантской рыбой и акулами остался непобеждённым. Художественное пространство разомкнуто – это безбрежный океан, величественный и прекрасный. В повести проявилось умение писателя при внешней простоте сюжета удержать читательский интерес. Повесть на редкость гармонична, сам автор назвал её «поэзией, переложенной на язык прозы»).

  • А что вы можете сказать о «Царь-рыбе»?

(Это реалистическое повествование в рассказах отличается яркой публицистичностью, которой так дорожил писатель. Книгу Астафьева отличает тонкость в деталях, в ней метко схвачены характеры (Игнатьич – яркое тому подтверждение). Читая её, не можешь не оценить свободу и ясность авторской мысли, мягкую иронию, которая помогает понять отношение автора к своим героям).

  • Какие страницы этих великих книг вы бы хотели сопоставить, чтобы ещё раз убедиться в яркости писательского мастерства?

Описание рыбы Сантьяго

«…Поверхность океана перед лодкой вздулась, и рыба вышла из воды. Она всё выходила и выходила, и казалось, ей не будет конца, а вода потоками скатывалась с её боков. Вся она горела на солнце, голова и спина у неё были тёмно-фиолетовые, а полосы на боках казались при ярком свете очень широкими и нежно-сиреневыми. Вместо носа у неё был меч, длинный, как бейсбольная бита, и острый на конце, как рапира. Она поднялась из воды во весь рост, а потом снова опустилась плавно…»


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: