Важность развития эмоционального интеллекта обусловлена уже тем, что дети имеют РАС. Точно установлено, что для обычных людей около 80% успеха в социальной и личной сферах жизни определяет именно уровень развития эмоционального интеллекта, и лишь 20% - всем известный IQ – коэффициент интеллекта, измеряющий степень умственных способностей человека. Что же входит в эти 80%?
· умение контролировать свои чувства так, чтобы они не «переливались через край»;
· способность сознательно влиять на свои эмоции;
· умение определять свои чувства и принимать их такими, какие они есть (признавать их);
· способность использовать свои эмоции на благо себе и окружающим;
· умение эффективно общаться с другими людьми, находить с ними общие точки соприкосновения;
· способность распознавать и признавать чувства других, представлять себя на месте другого человека, сочувствовать ему.
· В случае с той категорией детей, на которую ориентирована наша программа, речь идёт о необходимости формирования отдельных, самых необходимых и доступных для коррекционной работы составляющих эмоционального интеллекта.
Для развития эмоциональной компетентности и владения эмоциями очень важно совершенствовать процесс восприятия и эмоциональную оценку действительности.
Пластилин не случайно был выбран в качестве материала, помогающего в развитии эмоциональной компетентности. Этот материал несёт в себе свойства красок – свою многоцветность и возможности смешения, и глины – изменчивостью формы, медитативности процесса разминания. Благодаря своей пластичности пластилин не требует постоянного контроля, поскольку здесь нельзя сделать «некрасиво», как в случае использования красок, например. Таким образом, облегчается взаимодействие с внутренним «Я». Эта же пластичность и многоцветность, а также способность к смешению цветов позволяют чётче и яснее выразить и осознать происходящие в человеке внутренние процессы, совершить быстрые и, главное, осязаемые в буквальном смысле слова изменения. Также возможность воочию познакомиться с внутренним миром другого человека. Увидеть и почувствовать процесс его становления и изменения позволяют лучше понять другого, понять истоки возникающих эмоций и поступков по отношению к другому. Кроме того, для успешного взаимодействия в межличностной среде чрезвычайно полезно уметь находить сходства и различия с другими людьми, что является одним из способов научиться лучше понимать себя и другого.
Кроме самого материала, который должен быть максимально многоцветным и пластичным, используется медитативная музыка и вводная медитация, построенная на медитативной сказочной истории о сотворении мира. Это вступление позволяет временно остановить внутренний диалог клиента, даёт возможность прислушаться к себе, своему внутреннему состоянию. Кроме того, работа с пластилином помогает решать такие уже обозначенные ранее задачи, как снятие эмоционального, мышечного напряжения, экологичный вывод агрессивности, страхов, высокой тревоги, развитие ручной моторики и др.
Игротеррапия
Чтобы обеспечить формирование эмоциональной сферы у аутичного ребёнка, взрослый подключается к занятиям ребёнка, не предлагая ничего нового, преобразовывает постепенно стереотипные действия в эмоциональную игру. А создание спокойной, не травмирующей ребёнка обстановки, помогает избежать отрицательных эмоциональных состояний.
Правильно организованная игра помогает снять напряжение у ребёнка, положительно тонизирует его, расширяет эмоциональные связи с окружающим.
Это метод, при котором игровая деятельность сочетается с объяснениями, показом, указаниями и вопросами, являющимися дополнительными приёмами. Основными видами этого метода являются сюжетно-ролевые игры. Они предполагают развитие какого-либо сюжета, распределение ролей между детьми, вхождение в различные образы. Ведущая роль в игре принадлежит педагогу, который распределяет роли, подбирает сюжет в зависимости от поставленных им целей и задач в коррекционно-обучающем воздействии. При играх могут использоваться пение, подвижные элементы, при этом следует учитывать степень дефекта и индивидуально-личностные особенности ребёнка.