Глава II. Отечественный опыт проектного управления в оркестрово-фестивальном движении: состояние и приоритеты

ГЛАВА II. ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ ОПЫТ ПРОЕКТНОГО УПРАВЛЕНИЯ В ОРКЕСТРОВО-ФЕСТИВАЛЬНОМ ДВИЖЕНИИ: СОСТОЯНИЕ И ПРИОРИТЕТЫ

 

 

Музыкальные фестивали – это одна из наиболее крупных форм творческой деятельности. Они вовлекают в работу над собой большое количество персонала, менеджеров, музыкантов, журналистов, а также у них достаточно широкая целевая аудитория. Нужно отметить, что фестиваль косвенно затрагивает еще и акторов экономической жизни того региона, где он проводится и способствует развитию его инфраструктуры и логистики. Исторически фестивальное движение было отдельным явлением, а музыкальное его сопровождение было только частью программы фестиваля. Самым первым в истории музыкальным фестивалем считается европейский Фестиваль трёх хоров, который проходит с 1715 г. попеременно в одном из трёх соборов городов Вустер, Глостер, Херефорд[55].

В нашей стране фестивальное движение, а тем более рынок музыкальных фестивалей появились и стали развиваться значительно позже, чем в других странах. Это обуславливает еще не до конца сформировавшуюся картину. Музыкальные фестивали начинают заявлять о себе в конце 1990-х - начале 2000-х, и, в основном, это молодежные рок-фестивали, например, проводимые музыкальными журналами (Fuzz), радиостанциями (Наше радио, Юность и т.п.). Фестивали классической музыки тоже проводятся, однако должного масштаба после распада СССР академическое фестивальное движение так и не набрало, хотя оно имеет свою постоянную аудиторию. Отчасти снижение популярности классической музыки связано с тем, что в конце 1980-х - начале 1990-х происходит политическая и экономическая перестановка в стране (Если раньше у власти находилась и большинство денежных ресурсов имела так называемая интеллигенция, то в 1990-е интеллигенция перестает задавать тон культурному и общественному развитию, а власть и средства сосредотачиваются в руках новой элиты, отчасти вышедшей из криминальных и околокриминальных кругов. Как следствие, резко сменяются приоритеты в том числе и в музыке.) Все это отразилось на том, какие фестивали имели место быть за последнее десятилетие в РФ.

Если обратиться к статистическим исследованиям, то среди музыкальных фестивалей, проводимых в России за последнее десятилетие, можно выделить следующие их типы:

1. На основании музыкального направления фестиваля:

– фестивали поп-музыки и поп-культуры;

– фестивали рок-музыки;

– джазовые фестивали;

– военно-музыкальные фестивали;

– фестивали фолк-музыки;

– фестивали электронной музыки;

– фестивали гитарной и бардовской песни;

– фестивали, сочетающие в себе музыку различных жанров.

2. По месту проведения:

–  фестивали в закрытых помещениях (таких как цирк, концертный зал, спорт-арена), так называемые indoor-фестивали;

–  open-air-фестивали, которые проходят на открытых площадках (на площадях, в парках культуры и отдыха, в пригороде).

3. По тому, кто организует эти фестивали:

–  фестивали, которые проводятся правительством или государственными органами;

–  фестивали, которые организуют и проводят телерадиокомпании;

–  фестивали, проводимые средствами массовой информации, блогами, прочими медиаструктурами;

–  фестивали, финансируемые компаниями-спонсорами в целях повышения узнаваемости бренда фирмы, также проводимые под брендами концертных агентств.

Рассматривая рынок музыкальных фестивалей в России в первую очередь следует отметить, то что мы имеем малое количество «открытой информации» для анализа (что обусловлено действующим законодательством, согласно которому организаторы не обязаны публиковать такого рода отчеты). Информация, представленная в данной работе собрана из открытых новостных источников, а также с сайтов самих фестивалей, помимо этого мы использовали статистические материалы Минкультуры РФ[56].

На рисунке ниже (см. рис. 3) представлена жанровая структура музыкальных фестивалей, которые проходили на территории России в период с 1 января по 31 декабря 2018 года. Как мы видим, классическая музыка в направленности фестивалей составляет всего-навсего 7%, а поп-музыка 12%. Второе место после рок-фестивалей занимают мультижанровые. (К мультижанровым отнесены фестивали, совмещающие на одной площадке несколько музыкальных жанров).

Рис.3 Жанровая структура музыкальных фестивалей в России в 2018 году

Если сравнить показатели 2018 и 2017 года, то уже так мы можем отметить несколько изменений. Обращает на себя внимание сокращение объема поп- и рок- мероприятий на 3% и 2% соответственно, а мультижанровые же фестивали наоборот показали положительный динамичный рост на 4%. С чем же связана такая тенденция? Дело в том, что конкуренция в музыкальной индустрии с развитием современных информационных технологий неуклонно растет, это касается и музыкантов, которым необходимо производить постоянно качественный контент, чтобы продаваться (теперь нет носителей типа кассеты или диска, где можно было с хитами продать менее качественный и востребованный публикой материал), и фестивалей, так как их число растет и возникает как следствие конкуренция. Чтобы справиться с такой конкуренцией, а также привлечь дополнительную целевую аудиторию некоторые фестивали, ранее одножанровые сознательно и целенаправленно расширяют количество представленных направлений, создавая дополнительные сцены или зоны.

Также значительно увеличилось количество фестивалей хип-хоп и EDM-музыки. Это связано с ростом популярности такого рода музыкальных направлений в молодежной среде в последние годы. Тем не менее, лидируют по-прежнему рок-фестивали. Мы в данном исследовании для полноты картины сравнения в рамках исследования выбрали фестивали разных жанров, наиболее крупные, а значит, более показательные. Данные рассматриваются за период с 2013 по 2018 год (см. рис. 4), представлена статистика посещаемости фестивалей.

 

Рис. 4. Статистика посещаемости музыкальных фестивалей с 2013 по 2018 г. в России

Как уже говорилось выше в работе, изначально после краха СССР фестивальное движение зарождалось с рок-фестивалей. Еще в начале 1990-х они распространяются на Урале, считающимся «колыбелью русской рок-музыки», потом проводятся в Москве. Наибольшую популярность в 2000-х имели такие open-air фестивали, как «Нашествие», «Максидром», а также фестиваль «Чартова дюжина». Успешность таких фестивалей показывает и наша шкала. Лидер по количеству посещений как раз фестиваль рок-музыки «Нашествие» (проводимый с 1999 года в России), этот фестиваль стабильно с большим отрывом лидирует среди прочих с 2016 года собирает примерно равное количество участников. Примечательно, что он же, «Нашествие», - самый старый из рассматриваемых.

В условиях экономической нестабильности, которая для России, увы, является значимым моментом, вторым существенным критерием, на основании которых мы проводили сравнительный анализ музыкальных фестивалей, стала минимальная цена билета на фестиваль. Учитывалась только стоимость входа (не включая расходы на кемпинг, на стоянку, а также дорогу на фестиваль и обратно). На рис.5 представлена статистика выбранных фестивалей по критерию минимальной стоимости входного билета с 2013 по 2018 годы.

Рис. 5. Минимальная цена входного билета на фестиваль в России

В 2018 году почти все из анализируемых нами фестивальных мероприятий понизили минимальную стоимость входных билетов. Думается, подобная политика связана с экономической ситуацией в стране, вызванной санкциями Евросоюза и ситуацией с присоединением Россией Крыма, что вызвало негативную реакцию западных экономических партнеров и сказалась на ценах в стране и, главное, доходах россиян. Впрочем, фестивали, имеющие хорошую спонсорскую поддержку, отреагировали на экономическую ситуацию в стране иначе. Так, музыкальный фестиваль «Стереолето», с 2018 года добавивший в название имя банка партнера и теперь являющийся «Тинькофф. Стереолето», сохранил количество участников на уровне 18 тысяч даже с учетом повышения цен[57].

Возвратимся к вопросу о снижении популярности и «спроса» на классическую музыку и фестивальную деятельность в таком ключе в постсоветской России. Рассмотрим рисунок 6, представляющий собой свод данных по деятельности и доходов федеральных концертных организаций и самостоятельных коллективов в классической музыке на 2016 г. Мы видим, что по числу проведенных мероприятий с большим отрывом лидируют Северо-Кавказская филармония им В. Сафонова и Московская государственная академическая филармония, на третьем месте с существенным отставанием находится Государственный академический русский народный ансамбль Россия имени Людмилы Зыкиной. Обращает на себя внимание лидерство Северо-Кавказской филармонии им. В. Сафонова. Это связано, с одной стороны, с тем что филармония расположена в курортной зоне – регионе КавМинВод. Сегодня Северо-Кавказская государственная филармония имени В. И. Сафонова имеет собственные концертные залы (включая два органных) в Железноводске, Пятигорске, Ессентуках и Кисловодске. Впечатляет и то, что филармонией в год проводится более 3000 концертов разных жанров. Также это связано еще и с грамотным менеджментом и взаимодействием со СМИ.

Рис. 6[58].

Лидеры по посещаемости зрителей – опять же Московская филармония (636,6 тыс.чел.) и Сегодня Северо-Кавказская государственная филармония имени В. И. Сафонова (600 тыс. чел.)

Московская филармония и Северо-Кавказская филармония показывают хорошие результаты по вышеозначенным критериям и в последующие годы. Так, согласно данным, предоставленным отчетом статистики Минкультуры, в 2018 году мероприятия федеральных филармоний посетили 1 421 411 зрителей. В Московской филармонии побывали 640 127 человек, в Санкт-Петербургской филармонии им. Д.Д. Шостаковича — 292 960 человек, в Северо-Кавказской академической филармонии им. В. Сафонова — 488 324 человека[59]. Большой популярностью пользуются абонементы Московской государственной филармонии. В 2018 году ведущей концертной организацией страны было продано 106 тыс. абонементов.

Важно отметить, что, несмотря на некоторый кризис, в последнее десятилетие наблюдается все же положительный рост числа концертных организаций ведения Минкультуры России, исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления (см. рис. 7). На конец 2016 года, по данным Минкультуры, насчитывалось 349 таких организаций, а это на 32,7% больше, нежели в начале 2000-х.

Рис. 7 Концертные организации и самостоятельные коллективы

И все-таки ситуацию в концертно-фестивальном движении нельзя назвать стабильной: согласно данным статистики Минкультуры, с 2001 по 2019 динамика общего числа проведенных концертов изменялась разнонаправленно (то количество концертов возрастало, то увеличивалось в разные годы) в пределах 4,9% коридора значений, это можно сказать о концертах, проводимых как федеральными, так и местными концертными организациями.

К сожалению, мы наблюдаем отрицательную динамику в концертах филармонической музыки в последнее десятилетие. См. рис. 8:

Рис. 8 Статистика частоты концертов филармонических оркестров

Однако, несмотря на общую такую картину, в столичных городах (Москва, Санкт-Петербург) последние несколько лет наблюдается рост интереса к филармоническим концертам[60].

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: