Нормативные, коммуникативные, этические аспекты устной и письменной речи

Типы норм.

1. Нормы императивные (строго обязательные). Не допускают вариантов. Нарушение этих норм расценивается как слабое владение языком. К такому типу относятся нормы склонения, спряжения и принадлежности к грамматическому роду, а также некоторые произносительные нормы: звонúт (не звóнит).

2. Нормы диспозитивные (не строго обязательные). Допускают варианты, например: рáпорт – рапóрт; зачетка – зачетная книжка; кусок сыра – кусок сыру, резка – резание, килограмм – гилограммов и др. Однако при оценке вариантов чаще всего один оказывается более уместным, оправданным, стилистически корректным, чем другой.

.

Речевое взаимодействие представляет собой очень сложное явление. Оно опирается на речевую деятельность.

Речевая деятельность носит социальный характер, поскольку она является частью общественной деятельности человека. Социальный характер речевой деятельности проявляется и в том, что для ее осуществления требуется коллектив (самое меньшее два человека). В процессе речевого (вербального) взаимодействия людей участвуют их мышление, воля, эмоции, знания, память.

Помимо непосредственных участников – говорящего и слушающего, обычно меняющихся ролями, необходим и предмет речи (то, о чем говорят и по поводу чего происходит обмен информацией, этот компонент связан со знаниями о реальной действительности). Необходимо знание языка, и, наконец, необходимо само высказывание (та коммуникативная речевая единица, которая содержит в себе все то, что исходит от говорящего по поводу того, о чем он говорит для своего адресата при помощи языка, известного им обоим).

Высказывание оказывается центром коммуникативного взаимодействия, вокруг которого расставляются все остальные «участники» диалога.

Речевая деятельность - это процесс, который складывается из деятельностных актов. Их характер, содержание зависят от различных ситуаций, в которые попадает человек. (Например, необходимо устроиться на работу, реализовать изготовленную продукцию, принять участие в конференции). Эти и другие обстоятельства определяют характер речевой ситуации. (В первом случае необходимо подготовиться к собеседованию, во втором – продумать агитационную речь (диалог), в третьем – написать доклад.)

Речевые ситуации бывают разнообразными, но этапы осуществления речевой деятельности в основном одни и те же. В какой бы речевой ситуации ни оказался человек, если он стремится добиться успеха, достичь цели, обратить на себя внимание, о должен прежде всего

А) сориентироваться в сложившейся обстановке,

Б) осознать, что может привести к успеху, чем следует руководствоваться.

1. первый этап речевой деятельности: в результате обдумывания, рассуждений рождается внутренний план высказывания.

2. второй этап: происходит порождение, структурирование высказывания. Из памяти извлекаются нужные слова, по синтаксическим моделям строятся предложения. (Механизм порождения речи еще недостаточно изучен.)

3. третий этап (самый ответственный): начинается говорение. Говорящий повествует, докладывает, рассуждает, иными словами, творит звучащую речь, использует вербальные средства общения.

Речь, высказывание – продукт речевой деятельности, ее порождение. По речи можно определить:

· психологическое состояние говорящего (речь взволнованная, искренняя, льстивая, грубая, ласковая);

· целевое назначение речи (речь убеждающая, информационная, агитационная);

· коммуникативную значимость речи (речь содержательная, бессмысленная, пустая, глубокая, осмысленная);

· отношение говорящего к собеседнику (речь презрительная, ироническая, хвалебная, угрожающая).

Речевая деятельность чаще всего преследует какую-то цель, поэтому важен результат. О нем судят по обратной связи, по тому, как воспринимают сказанное, как на него реагируют.

Чтобы понять значение обратной связи, следует помнить, что в речевой деятельности принимают участие говорящий и слушающий, первый порождает речь, а второй ее воспринимает, поэтому следует рассматривать речевое действие не только с точки зрения его порождения, воспроизведения, но и с точки зрения его восприятия.

Для слушающего, как и для говорящего, важно, в какую речевую ситуацию он попадает.

(Например, служащего вызывает начальник, приглашают на лекцию по маркетингу, состоится производственное совещание, присутствие на котором обязательно. В первом случае стараются определить причину вызова, если она неизвестна; обдумывают, как себя вести, о чем будет говорить начальник, какие вопросы задаст, что может предложить. Во втором случае слушающий намечает круг вопросов, на которые желал бы получить ответ. В третьей ситуации поведение приглашенного на совещание определяется его ролью на этом мероприятии. Если он на нем только присутствует, то дает себе установку: слушая выступающих, уяснить, что из сказанного непосредственно относится к его работе, что ему необходимо знать и использовать в своей деятельности.)

Таким образом, у слушающего

1. на первом этапе речевой деятельности, этапе прогнозирования, также рождается внутренний план высказывания (возможные реплики, ответы, вопросы, уточнения, возражения).

2. на втором этапе слушающий воспринимает речь. Восприятие речи состоит из декодирования сказанного говорящим, понимания содержания и оценки полученной информации.

3. третий этап – реагирование. Оно может быть выражено вербально. Слушающий подхватывает разговор и высказывает свое понимание. В таком случае говорящий и слушающий меняются ролями. Оно может быть передано мимикой, жестом (выражение на лице удивления, заинтересованности, предельного внимания; кивок головой в знак согласия, при несогласии качание головой влево, вправо, пожимание плечами как выражение сомнения и др.). Оно может быть выражено поведением слушающего/слушающих (аплодисменты как одобрение, благодарность, топанье ногами, свист как неодобрение, демонстративный уход из зала и др.). Реакция на речь служит ее оценкой. Обратная связь – очень важный компонент любого вида общения.

(Исследование речевой деятельности органически связано с психологией, психофизиологией, социологией. В речевом общении изучаются различные аспекты, соответствующие поставленной говорящими цели: информативной, прескриптивной (воздействие на адресата), экспрессивной (выражение эмоций, оценок), межличностной (регулирование отношений между собеседниками), игровой (апелляция к эстетическому восприятию, воображению, чувству юмора) и др.)

Продуктом речевой деятельности человека является речь.

А) С точки зрения формы речь может быть устной или письменной. Литературный язык имеет две формы: устную и письменную, которые характеризуются особенностями как со стороны лексического состава, так и со стороны грамматической структуры, поскольку рассчитаны на разные виды восприятия – зрительное и слуховое.

Разговорный литературный язык подчиняется закону экономии речевых средств, что определяет как лексические, так и грамматические его особенности.

Письменный литературный язык отличается большей сложностью синтаксиса и наличием большого количества абстрактной лексики, а также лексики терминологической (в том числе интернациональной). Письменный СРЛЯ имеет стилевые разновидности: научный, официально-деловой, публицистический; художественный – гиперстиль.

Б) С точки зрения количества говорящих речь бывает диалогической или монологической.

Диалог (от греч. dia - «через» и logos - «слово, речь») – это непосредственный обмен высказываниями между двумя или несколькими лицами.

Монолог (от греч. monos – «один» и logos - «слово, речь») – это речь одного человека, не предполагающая обмена репликами с другими лицами. Чаще всего монологическая речь – это речь публичная, то есть такая, которая адресована не одному-двум, а большому количеству слушающих.

Речевые произведения, обладающие осмысленностью и цельностью, принято называть текстами.

Принятые в определенных ситуациях и предназначенные для передачи определенного содержания типовые способы построения речи называют речевыми жанрами ( синоним – виды).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: