Е. Блейлер: система основных понятий концепции шизофрении

Основные стадии развития психологического знания и модели нормы и патологии

История изучения шизофрении

Шизофрения

Э. Крепелин (нем. психиатр) и Е. Блейлер (швейц. психиатр).

В 1896 году Эмиль Крепелин выделил деменцию прекокс. Предложил концепцию злокачественного органического ослабоумливающего процесса.

В 1911 году Евгений Блейлер предложил другое обозначение для этого расстройства шизофрения. Мышление больных шизофренией нельзя уподобить мышлению людей с органическими нарушениями. Это мышление расщеплённое (шизо — расщепляю и френ — ум, воля).

Блейлер обратил внимание на парциальность этих нарушений. Не органическое слабоумие, а болезненное своеобразие в результате «поломки» психологических механизмов. Человек может быть в одних ситуациях чрезвычайно хрупким, в других — безэмоциональным, как пробка.

Стадии развития психологического знания Методологическая установка 1:принцип сведения психики к элементам сознания или биологическим процессам Методологическая установка 2:принцип целостности объекта изучения
Эмпирическая Элементаризм Биологические модели (Крепелин) Холизм Феноменологический подход (Ясперс, Блейлер)
Теоретическая Механицизм Первые психологические модели (Фрейд) Системный подход Биопсихосоциальные модели (Зубин) Герменевтика Социально-нормативные модели (Лэнг)

Ясперс (см. его принципы в предыд. лекциях): мы природу явлений не знаем, но мы её описываем. В то же время вся отечественная психиатрия, занимаясь этим феноменологическим описаниям, чётко были уверены в том, что у этих заболеваний есть своя природа. В этом смысле от этого детального описания мало пользы (игнорируется всё, что может свидетельствовать о психологических, социальных факторах, рассматриваются только биологические). Должно быть непредвзятое описание. Такая же предвзятость была и у аналитиков.

Фрейд. Шизофреник не может развивать перенос, поэтому психоанализ с ними не работает.

Механицизму Фрейда противопоставлена герменевтика социально-нормативного подхода (Лэнг подводит под этот метод экзистенциальный подход). Лэнг «Расколотое Я», оппонирует Фрейду, но перекличек много (когда переходит от принципов к конкретным моделям, черпает информацию отовсюду, только не говоря об этом).

1970-е гг. диатез-стрессовая модель шизофрении Зубина. Возникла попытка совместить системно разные подходы, собрать знания из разных направлений.

Четыре «А» Евгения Блейлера (особые ассоциации носят вычурный характер, аффект: психостетическая пропорция нарушена (пропорция эмоциональной тупости и хрупкости), аутизм, амбивалентность) были профессиональным заклинанием нескольких поколений психиатров во всём мире.

Согласно Блейлеру ключевыми или осевыми критериями шизофрении являются:

a) Аутизм — оторванность от окружающего мира и замыкание в собственном внутреннем мире. Книга Блейлера «Аутистическое мышление».

b) Расщепление — дезинтеграция всех психических функций.

Источники концепции аутизма. Блейлер увлекался психоанализом, изучал труды Фрейда. Поэтому концепцию он разработал на идеях Фрейда.

Пример. Люди разбитых надежд или моя исповедь о шизофрении, книга «Завтра я всегда бывала львом». Точное описание состояний психоза. Душевно больные люди всегда замыкаются в себе, система поддержки может существенно изменить жизни страдающего. «Я почти не выхожу в туалет, потому что я боюсь змей. Они смеются надо мной. В прошлый раз их было 14. Все они лежат, переплетясь друг с другом… Я пыталась рассказать о них сестре, но она сказала, что если они там и были, они уже должны были переползти в лучшее место. День и ночь почти сливаются в одно целое. Мой мозг бешено работает, не давая мне покоя. Если бы мне хоть пару часов поспать.» Она очень хорошо описывает, как постепенно возникают галлюцинации, как голос всё усиливается, всё больше контролирует. Видно, как психологически развивается из состояния одиночества бредовые идеи, галлюцинаторные образы.

Пример. Стихи Даниила Хармса. Замечательные детские стихи. Был очень большой чудак, его чудом не посадили, два раза лечился в больнице. У него есть парадоксальные рассказы разорванности сознания. В то время это было зеркало происходящего в стране. «Как это больно, когда не можешь чувствовать боли», — аутизм, расщепление, алогичность.

Характеристики аутистического мышления (Блейлер, 1920):

1. игнорирование действительности

2. нечувствительность к противоречиям

3. подавленные влечения могут прорываться в сознание и «затапливать» его, напр., срывы аутоагрессии

4. сверхдетерминированность, существует сразу несколько разнонаправленных тенденций, это приводит к блокаде каких-то действий и поступков, утрата собственной идентичности, отсутствие внутренних опор

5. сгущение различных понятий в одно, т.е. очень своеобразная речь, возникновение неологизмов, расплавление дифференцированной системы средств восприятия реальности, на месте структуры возникает хаос, всё перемешивается

6. подмена действительных понятий символами

Партиципация. Вместо классификации по существенному признаку устанавливаются связи по случайным совпадениям (время, действия). Мышление нелогичное, низко организованное начинает доминировать.

Пример. Гаршин «Красный цветок». Умер, покончив жизнь самоубийством, перед этим лежал в клинике. Когда началась русско-турецкая война, у него была возможность не идти на войну, но он пошёл, т.к. был «чист, честен и благороден». На войне получает ранение. Почти умирая, лежит рядом с раненым турком. Его рассказ — переосмысление этого ужаса, это его первый рассказ, который сразу делает его известным во всей России. Обострение заболевания у него произошло после похорон Тургенева (его хорошего знакомого).

В психиатрической больнице оказывается больной, который воспринимает красный цветок (мак в саду) как воплощение зла. Красный крест на колпаке. Больной придавал красному кресту особое значение (склонность к символизации, всё воспринимается как сигналы, послания). Больной не спал всю ночь, сорвал цветок. В этот красный цветок собралось всё зло мира. Больной спрятал цветок у себя на груди, всё зло перейдёт в него, а он умрёт. Умрёт как честный, как первый боец человечества. Служитель, который пытается утешить этого больного, утром находит пациента коченеющим, прижимающим этот цветок изо всех сил к своей груди.

Всё видится с точки зрения полярных сил, добра и зла.

Пример. Сосед по даче заболел шизофренией. Стихи, обыгрывание прямого и переносного смысла.

Е. Блейлер: значение его подхода к шизофрении (основатель личностного подхода к патологии мышления и представления о многофакторной природе психической патологии)

«Историческую ценность концепции Е. Блейлера мы видим в том, что он в противовес современной ему формальной интеллектуалистической психологии и психопатологии подчеркнул аффективную обусловленность мыслительного процесса, точнее — зависимость направленности мышления от потребностей человека», — Зейгарник, 1962. Направленность мышления не на другого человека. Т.е. когда надо учитывать позицию другого человека, больной не выстраивает этого представления.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: