Вопрос
Вопрос
Вопрос
Вопрос
Прогноз - это научно обоснованная гипотеза о возможном состоянии объекта в перспективе - в зависимости от характера прогнозного фона, а также от срока и способа достижения намеченных целей.
Кроме того, полный цикл прогнозного исследования включает три основные стадии:
• стадию ретроспекции, которая позволяет проанализировать историю развития объекта прогнозирования, собрать и обработать необходимую информацию;
• стадию диагноза, предусматривающую системное исследование объекта прогнозирования, тенденций его развития, а также выбор моделей и методов прогноза;
• стадию прогноза, которая ориентирована на оценку достоверности прогноза, его точности и обоснованности.
получения информации.
Макроэкономическое прогнозирование — выявление и анализ закономерностей и тенденций развития национальной экономики, предвидение изменений в нем и создание научной базы для экономической политики и государственной регуляции экономики.
|
|
Принцип научной обоснованности предусматривает, что прогнозирование базируется на системных знаниях о закономерностях развития экономики; учитывает реалии экономической, политической и социальной жизни страны, отечественный и мировой опыт, а также использует систему научных методик и методов.
Принцип системности рассматривает национальную экономику, с одной стороны, как единственный объект, а из другого — как совокупность самостоятельных направлений (блоков) прогнозирования.
Роль макроэкономического прогнозирования оказывается через его функции.
- Научный анализ развития национальной экономики
- Оценка объекта прогнозирования на основе выбранных альтернатив
- Оценка возможных последствий принятых решений
- Подготовка рекомендаций для принятия оптимальных решений
Макроэкономические прогнозы разрабатываются с применением определенных методов и методик, изучением которых занимается наука* что называется экономической прогностикой.
Экономическая прогностика — прикладная наука о способах и методах разработки экономических прогнозов.
Методы прогнозирования — это совокупность операций и приемов, которые на основе ретроспективных данных, экзогенных (внешних) и эндогенных (внутренних) связей объекта прогнозирования, а также их изменений дают возможность предусматривать будущее его развитие.
Макропрогноз должен включать три основных элемента: цель, способы ее реализации и необходимые ресурсы. Интуитивные методы дают возможность определить цель и в некоторых случаях средства ее достижения, определение ресурсного обеспечения является заданием формализированных методов.
|
|
Методы экспертной оценки (интуитивные) — предусматривают разработку прогноза на основе индивидуального или коллективного опроса специалистов (экспертов). Используются для анализа и прогнозирования сложных объектов (явлений, процессов), на развитие которых оказывают влияние многие факторы.
Индивидуальные интуитивные методы проводятся на основе сбора информации от отдельных специалистов.
Анкетный метод предусматривает опрос экспертов с помощью специально составленного перечня вопросов относительно будущего развития объекта прогнозирования (анкеты).
Аналитический метод — осуществляется на основе логического анализа ситуации, что сложилась, и предусматривает подготовку аналитических докладных записок.
Метод написания сценария — базируется на определении логики развития процесса или явления, выходя из конкретной ситуации (построение алгоритма решения проблемы).
Методы коллективной экспертной оценки — разработка прогноза на основе коллективного обсуждения проблемы, обработки материалов опроса экспертов, согласования и обобщения их суждений относительно будущего развития объекта.
Метод "комиссий" — обсуждение актуальной проблемы группой специалистов и составления прогноза за результатами обсуждения.
Матричный метод предусматривает опрос экспертов, специальную обработку полученной информации и составление экспертной матрицы
Мозговая атака" — активный, творческий процесс обсуждения конкретной актуальной проблемы группой высококвалифицированных специалистов и оперативная выработка производительных решений.
Метод "Дельфи" — систематический сбор информации об объекте прогнозирования путем опроса экспертов и обобщения данных.
План лекции: (2 часа)
1. Место программирования в системе государственного регулирования экономики.
2. Сущность программно-целевого метода планирования.
3. Классификация целевых комплексных программ.
Литература:
1. Швайка Л.А. Державне регулювання економiки: навч.посiб. 2006р.
2.Гриньова В.М.,Новiкова М.М. Державне регулювання економiки:Пiдручник. 2007р.