Лекция 4. Система макроэкономических показателей и их применение в регулировании экономики

Вопрос

Вопрос

Макроэкономическая стратегия, прежде всего, предусматривает соотнесение целей и средств экономического развития в долгосрочном аспекте. Характеристику макроэкономической стратегии страны дают, прежде всего, поставленные цели, которые соответствуют потребностям общества на конкретном этапе развития. Оценка важности целей производится в соответствии с политикой приоритетов. Определение приоритетных направлений осуществляется экспертными методами на основе выбранных критериев. Основными критериями выбора являются социально–экономическая эффективность, скорость получения положительных результатов, минимум необходимых ресурсов для реализации и т.д.

Стратегией социально–экономического развития Украины на современном этапе определены следующие приоритеты:

§ создание необходимых условий для ускоренного роста экономики;

§ разработка и реализация государственной политики, направленной на развитие инновационной модели экономического роста, становление Украины как высокотехнологического государства;

§ осуществление активной аграрной политики;

§ перестройка социальной сферы, направленной на преодоление существующего занижения стоимости рабочей силы, а также низкого уровня социальных затрат.

Важнейшими средствами формирования и реализации стратегии социально–экономического развития являются макроэкономическое прогнозирование, макроэкономическое планирование и государственное программирование.

Макроэкономическое прогнозирование представляет собой выявление и анализ закономерностей и тенденций развития национальной экономики, предвидение изменений и создание научной базы для разработки экономической политики и государственного регулирования экономики.

В системе реализации стратегии социально–экономического развития страны макроэкономическое прогнозирование выполняет следующие функции:

§ научный анализ развития национальной экономики;

§ оценка возможных последствий принятых решений;

§ оценка объекта прогнозирования на основании выбранных альтернатив;

§ подготовка рекомендаций правительственным структурам для принятия оптимальных решений.

Стратегической целью макроэкономического планирования развития национальной экономики является обеспечение экономического роста согласно критериев конкурентоспособности и стабильности развития.

Таким образом, макроэкономическое планирование – это:

1) деятельность государства, направленная на достижение желаемого состояния национальной экономики;

2) разработка модели достижения желаемого и ожидаемого состояния национальной экономики при условии одновременного определения путей, способов, средств и сроков обеспечения этого состояния будущего развития национальной экономики.

Основными функциями макроэкономического планирования являются:

§ научный анализ развития национальной экономики;

§ оценка возможных последствий принятых решений;

§ оценка объекта прогнозирования на основании выбранной альтернативы;

§ подготовка рекомендаций правительственным структурам для принятия решений.

Выделяют четыре типа (формы) государственного планирования: двумя основными формами являются директивное и индикативное планирование, в качестве промежуточных выступают индирективное и регулятивное планирование.

Директивное планирование – способ управления экономикой страны с помощью разработки обязательных для исполнения заданий для производства и распределения продукции и услуг.

Индирективное планирование имеет много черт директивного, но, в то же время, использует не только административные, но и экономические рычаги: цены, процентные ставки, налоги, валютные курсы.

Регулятивное планирование – сходно с индикативным планированием. Главная функция плана – координация деятельности субъектов экономики: управление государственным сектором, активное влияние на работу частных предприятий.

Индикативное планирование – способ регулирования экономических процессов с помощью постановки определенных целей, определения приоритетов развития национальной экономики и использования финансовых и других стимулов для их реализации.

Стратегическое макроэкономическое планирование – определение основных приоритетов развития национальной экономики, основное значение в реализация которых отводится государству. Эти направления получают статус целевых государственных программ.

3. Макроэкономические программы классифицируются:

1) по срокам:

§ краткосрочные (1-2 года);

§ среднесрочные (до 5 лет);

§ долгосрочные (10-25 лет);

2) по масштабу:

§ общехозяйственные – охватывают проблемы национальной экономики в целом (национальные планы, бюджет, инфляция и др.);

§ программы ограниченного характера (развитие отдельных отраслей, подотраслей, регионов) – соответственно программы отраслевые, региональные и др.

3) по целям:

§ конъюнктурные – регулирование экономических процессов путем манипулирования хозяйственной конъюнктурой;

§ структурные – смена соотношений между разными отраслями и сферами национальной экономики.

4) по объектам:

§ экономические;

§ научно-технические;

§ социальные;

§ экологические;

§ региональные.

Основными средствами реализации государственных планов и программ являются госконтракт и госзаказы, льготное кредитование, ценовые льготы, государственное страхование, гарантирование рынков сбыта, государственное финансирование научных исследований, государственная поддержка в продвижении товаров на внешних рынках, институт социального партнерства: государственная система научно-технической и социально-экономической экспертизы.

Украина определила свои долгосрочные цели и приоритеты. Они закреплены Конституцией Украины и другими законодательными и нормативными актами. Речь идет о перспективах Украины как высокоразвитого, социального по своей сути, демократического, правового государства, ее интеграции в мировой экономический процесс как страны с конкурентоспособной экономикой, способной грамотно решать задачи своего развития.

3 Вопрос

Государственное прогнозирование представляет собой сис­тему научно обоснованных представлений о тех или иных на­правлениях социально-экономического развития страны. В ус­ловиях реформирования экономики прогнозирование выступа­ет начальной стадией, основой всей системы управления. Это обусловлено изменением траектории развития, повышением ва­риативности принимаемых решений, усилением интенсивности поиска выходов из нежелательных ситуаций. Кроме того, в рыночной среде увеличивается число самостоятельных субъек­тов, принимающих те или иные решения (государственные пред­приятия и предприятия с иностранными инвестициями, коопе­ративы, фермерские хозяйства, местные органы власти респуб­лик, областей, городов). Каждому из этих субъектов необходи­мо предвидеть изменения рыночной конъюнктуры, возможные последствия своих решений.

Государственное прогнозирование не только позволяет предвидеть перспективы развития, но и предоставляет инфор­мацию предприятиям, компаниям о намерениях государства, является координирующим звеном для всех других форм регу­лирования.

Прогноз - это научно обоснованная гипотеза о возможном состоянии объекта в перспективе - в зависимости от характера прогнозного фона, а также от срока и способа достижения наме­ченных целей.

Основная роль прогнозов состоит в разработке концепции социально-экономического развития государства на перспекти­ву, а также в осуществлении анализа динамики и структуры общественных потребностей, влияния научно-технического прогрес­са и его последствий на экономические пропорции, ресурсосбе­режение и повышение эффективности производства. Кроме того, прогнозы позволяют определить перспективы изменения обще­ственных потребностей, условий и факторов развития хозяйства, последствий реализации различных вариантов структурной, финансово-кредитной и ценовой политики.

Существующие виды прогнозов можно разделить на две большие группы:

- базовые, - включающие демографические, ресурсные, научно-технические, экологические, внешнеэкономические, внешнеполитические, внутриполитические и другие прогнозы;

- социально-экономические, - к которым относятся прогнозы экономического роста, совокупного спроса, отраслевой структуры макроэкономики, уровня инфляции, уровня и качества жизни населения, занятости населения, а также прогнозы развития социальной сферы.

План лекции: (2 часа)

1. Показатели объема национального производства.

2. Показатели динамики и пропорций национального производства.

3. Показатели эффективности национального производства.

4. Показатели экономического роста и развития

Литература:

1. Швайка Л.А. Державне регулювання економiки: навч.посiб. 2006р.

2.Гриньова В.М., Новiкова М.М. Державне регулювання економiки:Пiдручник. 2007р.

1 Вопрос

Макроэкономические показатели позволяют представить и оценить развитие экономики, отразить эффективность принимаемых решений на макроуровне.

Под макроэкономическим показателем понимается теоретически обоснованная формула для измерения и оценки результатов экономиче-ской деятельности.

К основным макроэкономическим показателям относятся индикато-ры:

1) национального объема производства,

2) общего уровня цен,

3) уровня занятости,

4) процентной ставки.

Измерение национального объема производства

Показателей национального объема производства довольно много, но комплексным является валовой национальный продукт (ВНП).

ВНП – это совокупная рыночная стоимость всей конечной продук-ции, произведенной в экономике за определенный период времени (обычно за год).

Основные характеристики ВНП:

а) это денежный показатель, отражает рыночную стоимость произ-веденных товаров и услуг;

б) отражает текущее производство, т.е. учитываются лишь произве-денные в данный период времени товары и услуги;

в) исключает двойной счет, ибо учитывает только конечную продук-цию и не включает промежуточные продукты;

г) не включает непроизводительные сделки (государственные и ча-стные трансфертные платежи, сделки с ценными бумагами)

Наряду с ВНП используется такой макроэкономический показатель как валовой внутренний продукт (ВВП). Он является более предпочти-тельным при международных сопоставлениях уровней развития эконо-мики развитых стран, определении производительности труда (ВВП на один час отобранного рабочего времени), измерения благосостояния на-ции (ВВП на душу населения).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: