Кластеризация стран по Ронену и Шенкару
Кластеризация культур
Многообразие культурных различий привело исследователей к идее построения кластеров — совокупности стран (культур), обладающих схожими свойствами.
Они выделили:
1. Скандинавский кластер: Финляндия, Норвегия, Швеция, Дания;
2. Германский кластер: Германия, Австрия, Швейцария;
3. Англоязычный кластер: США, Великобритания, Австралия, Южная Африка, Канада, Новая Зеландия, Ирландия;
4. Романский кластер: Франция, Италия, Испания, Португалия, Бельгия;
5. Латиноамериканский кластер: Аргентина, Венесуэла, Мексика, Чили, Колумбия, Перу;
6. Дальневосточный кластер: Таиланд, Индонезия, Тайвань, Филиппины, Сингапур, Гонконг, Вьетнам;
7. Арабский кластер: Бахрейн, Кувейт, ОАЭ, Оман, Саудовская Аравия;
8. Ближневосточный кластер: Турция, Греция, Иран.
Некоторые из рассмотренных авторами классификаций стран (Бразилия, Япония, Индия, Израиль) не вошли ни в один кластер. Познавательном значение этой классификации безусловно, однако следует в то же время согласиться с исследователями, указывающими на ее противоречивость: так, например, с культурологической точки зрения, помещать в одном кластере Турцию и Грецию, по-видимому, неправомерно. То же самое можно сказать о Бельгии в романском кластере и т. д. Эта кластеризация должна рассматриваться просто как один из шагов будущей достаточно сложной и многомерной классификации.
2.Кластеризация стран по Тромпенаарсу
1. Английский – США, Великобритания
2. Азиатский – Япония, Китай, Индонезия, Гонконг, Сингапур
3. Латино-американский – аргентина, Мексика, Венесуэла, Бразилия
4. Латино-европейский – Франция, Бельгия, Испания, Италия
5. Германский – Австрия, Германия, Швейцария, Чехословакия
Оценить перспективы конвергенции или дивергенции деловых культур можно рассмотрев, какие силы воздействуют на этот процесс.
Конвергенция представляет собой процесс сближения и интернационализации бизнеса, происходящий в современном мире благодаря индустриализации на основе НТП. То есть конвергенция – это схождение, уподобление различных элементов культуры, объединение их в однотипные группы.
Понятие дивергенции имеет противоположное значение и характеризует расхождение в культурных нормах и ценностях. Дивергенция – это процесс индивидуального, свойственного лишь данной культуре развития организации, подразумевающий углубление национальных различий и исключающий возможность применения принципов управления, свойственных другим культурам.
Применительно к сравнительному менеджменту конвергенция и дивергенция рассматриваются в модели Веббера.