Социально-нравственные добродетели

СОЦИАЛЬНО-НРАВСТВЕННЫЕ ДОБРОДЕТЕЛИ

Лекция 9

Нравственность перед искушением иномирностыо

Зак. 49 289


ная любовь (а может быть, только стремление к ней) го­раздо выше побега от эмпирии в абстрактные безликие высоты, сколь бы духовными и космическими они ни были. Потому что она требует терпения, великодушия, благородства, потому что только она доступна всем и спо­собна улучшить конкретную земную жизнь. Любовь и мера, мера и любовь — две сливающиеся дороги к лучше­му и высшему «я».


1. Что является социально-нравственными добродетелями?

Все до единой добродетели, о которых мы говорим в этике, могут существовать и проявляться исключительно в жизни общества. Человек выступает как моральное су­щество лишь среди себе подобных. Только общаясь с дру­гими субъектами, он развивает собственно человеческие чувства, волю и сознание, приобретает систему ценнос­тей, которую воплощает во взаимодействии и общении с родственниками и соседями, соплеменниками и сограж­данами. Поэтому можно сказать, что любые добродете­ли, т. е. позитивные моральные качества человека, не только нравственны, но и социальны.

Однако есть такая группа морально-практических фе­номенов, в которых тема общества, общественности, со­циальности выражена особенно ярко. Это социально-нравственные добродетели в узком смысле слова. К ним мы можем отнести трудолюбие, мужество, патриотизм и гражданственность, любовь к семье, а также, условно го­воря, добродетели коммуникации: гуманность, способ­ность дружить, товарищество. Все эти качества человека: любовь к Родине и семье, способность дружить и само­забвенно трудиться, стойкая верность убеждениям, раде­ние о делах общества и государства — проявляются в кон-

10* 291


кретной повседневности. Реальный средний человек не всегда может в рамках обыденности соприкасаться с чи­стой свободой или чистым милосердием, рафинирован­ным добром, идеальным достоинством. Зато он может трудиться не за страх, а за совесть, крепко дружить, не жалеть живота своего, защищая родной край. Можно ска­зать, что социально-нравственные добродетели — это жи­тейское преломление высоких этических принципов. По­этому в наших лекциях по этике мы никак не можем обой­тись без разговора о них.

Следует заметить, что тема социально-нравственных добродетелей, прежде обсуждавшаяся в советских учеб­никах по этике, после крупных социальных перемен, по­стигших нашу страну, почти исчезла из этических учеб­ных курсов и пособий. Создается впечатление, что раз­говоры о труде и патриотизме стали как бы неприличны в «эпоху восходящего российского капитализма». Одна­ко как бы ни менялась политическая конъюнктура, труд остается трудом, а Родина — Родиной, и ни один чело­век не может гармонично и нравственно жить ни без того, ни без другого. Стало быть, сюжеты эти актуальны во все времена и при любых обстоятельствах.

Обсуждая тему социально-нравственных добродетелей, мы вслед за Аристотелем будем рассматривать их как зо­лотую середину между двумя крайностями. Одной, соб­ственно негативной, крайностью является порок. Так, например, трудолюбию однозначно противостоит лень. Впрочем, пороков может быть целый букет, хотя все они имеют в качестве своего антипода одну, но могучую доб­родетель.

Другой крайностью является переразвитость доброде­тели, которая, если и не делается от этого пороком, то перестает быть безупречно совершенной и может повлечь за собой негативные последствия. Так, трудолюбие спо­собно перерасти в трудоманию, а мужество — в догма­тизм и жестокость. Рассматривая добродетели, мы по-



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: