Методы обучения могут быть представлены' в различных видах классификаций с учетом их практических функций, возможностей и организации обучающего взаимодействия педагогов и учащихся. Однако целостный процесс обучения обеспечивается единой классификацией методов, которая в обобщенном виде включает в себя все остальные классификационные характеристики методов.
Рассмотрим разнообразные классификации методов и выделим одну из них, оптимально подходящую для использования в педагогической практике и обеспечения эффективности обучающе-познавательного процесса.
Классификация по соответствию методов обучения логике общественно-исторического познания. Методы разделяются по основным этапам постижения истины: «живое созерцание», абстрактное мышление (осмысление, обобщение, анализ) и практика. В соответствии с этим выделяются следующие группы методов: организации наблюдения, накопления эмпирического материала; обобщающей теоретической обработки фактических данных; практической проверки правильности выводов и обобщений; выявления истины, соответствия содержания и формы, явления и сущности.
|
|
Классификация по соответствию методов обучения специфике изучаемого материала и форм мышления. В этом случае методы разделяются на группы в зависимости от специфики предмета изучения, особенностей формы мышления и способов проникновения в истину. Наука выясняет сущность явлений реальной действительности, абстрагируясь с помощью понятий. Искусство имеет дело с художественным образом и образным мышлением. В производстве и труде, как сфере практической реализации достижений науки, прибегают одновременно к помощи и понятийного, и образного мышления. Для познания реальной и художественной действительности необходимо понятийное, образное и понятийно-образное мышление в единстве. С этой точки зрения все методы обучения подразделяются на группу научного познания реальной действительности, группу методов освоения искусства и группу методов практического применения знаний. Учителю для достижения успеха в обучении и воспитании учащихся необходимо строго учитывать специфику методов преподавания науки, искусства, труда.
Классификация методов обучения по их роли и значению в развитии сущностных сил, психических процессов, духовно-творческой активности. Все психические процессы протекают и своеобразно развиваются в результате различных видов психической деятельности. Восприятие активно работает в общении с природой, искусством, в процессе операторской деятельности человека; мышление активизируется при решении учебных, научных, жизненных за-. дач; память — в условиях систематического обращения человека к хранящейся информации; воображение — в творческом поиске; развитие речи осуществляется в процессе воспроизведения мысли. Психическая деятельность ребенка может быть репродуктивной, воспроизводящей и продуктивной, творческой. С точки зрения развития психических процессов все методы обучения подразделяются на методы организации восприятия, развития мышления, эмоций, памяти, воображения, речи.
|
|
Классификация методов обучения по их соответствию возрастным особенностям детей. Разум, рассудок, сознание детей зреют постепенно, по мере накопления жизненною опыта и успехов в обучении, в органическом единстве взаимозависимого созревания физиологических структур головного мочга и развития психических процессов. Накопление понятийных и образных представлений, первичных обобщений способствует постепенному психофизиологическому становлению детской личности. Возрастное психическое развитие ребенка осуществляется за счет эмпирических накоплений, способствующих формированию понятий. В свою очередь понятия дают возможность анализировать сложные конкретные явления природы и общественной жизни. В соответствии с этим образуются: группа наглядных методов обучения, накопления эмпирического материала, широко используемых в работе с младшими школьниками; группа методов наглядно-обобщающего, эмпирико-аналитического обучения, в большей степени соответствующая уровню развития психики подростка; группа методов абстрактно-наглядного обучения, обеспечивающих движение мысли от частно-абстрактных понятий к анализу сложных конкретных явлений, отвечающих особенностям психического развития юношей и девушек.
Классификация методов обучения по способам передачи и получения информации. Человек приобретает знания различными путями: в процессе общения с помощью слова, жеста или музыкального звука; в процессе визуального наблюдения за природой или специального рассматривания произведений изобразительного искусства, моделей, схем; воспользовавшись услугами ЭВМ; в результате самостоятельной работы с книгой, документами, в лабораториях и мастерских. Эти особенности способов получения информации дают возможность разделить методы обучения на вербальные, словесные; машинные, позволяющие добывать сведения с помощью специальных программ; наглядные, визуальные, передающие информацию в образной форме; ситуативно-игровые, позволяющие извлекать знания из игрового моделирования жизненных процессов; самостоятельные, дающие возможность получать факты, сведения, обобщения из книг и справочной литературы; исследовательские, обеспечивающие получение новой информации из опыта.
Классификация методов обучения по степени эффективности их идейно-воспитательного воздействия, влияния на формирование сознания детей, внутренних мотивов и стимулов поведения. В конкретной ситуации обучения методы проявляются как адекватная, наиболее эффективная форма передачи учебного содержания: одни — больше приспособлены для выражения идейного смысла знаний и осуществления на этой основе внушающего воздействия; другие — обеспечивают выявление факта, частной информации, характеристики явления или события; третьи — пригодны для научения детей способам практического действия. С учетом этого методы делятся на группу активного и эффективного идеологического воздействия, среди которых выделяются словесные и наглядные, и группу практического научения, включающую творческие работы, игровые ситуации и упражнения.
Классификация методов обучения по основным этапам обучающе-познавательного процесса. Эта классификация является научно-практической, вбирающей в себя, синтезирующей в обобщенном виде характеристики методов обучения всех других классификаций. Научно-практическая классификация методов обучения дидактически целесообразна и полезна учителю, поскольку непосредственно способствует организации основных этапов его обучающе-познавательного и воспитательного взаимодействия с учащимися.
|
|
В соответствии с основными этапами обучения вычленяются следующие группы методов обучения: методы этапа восприятия первичного усвоения; методы этапа усвоения-воспроизведения, в состав которых входят методы собственно воспроизведения, закрепления, диагностики и получения обратной информации; методы этапа учебно-творческого выражения. Эти поэтапные группы методов обучения, индивидуально освоенные учителем, становятся основой его творческой методической системы.