Важнейшим элементом механизма государства выступает государственный орган, который наделён определёнными качествами и стоящими перед ним задачами.
Орган государства — это звено государственного аппарата, участвующее в пределах своей компетенции в осуществлении функций государства и наделенное для этого соответствующими властными полномочиями. Роль и место каждого органа в механизме государства непосредственно связаны с правовым статусом этого органа, закрепленного в нормативных правовых актах, с важностью и характером функций государства, в осуществлении которых данный орган участвует.
Признаки органа государства:
1) представляет собой самостоятельный элемент механизма государства, выступая неотъемлемой частью единого государственного организма, занимая в нем свое специфическое место;
2) действует от имени государства и по его поручению;
3) образован и действует на основе нормативных правовых документов (конституции, законов и подзаконных актов);
|
|
4) выполняет свойственные только ему задачи и функции, используя для этого соответствующие формы и методы (наделен для этого властными полномочиями, в том числе возможностью применения в случае необходимости мер принуждения);
5) состоит из государственных служащих и соответствующих подразделений (отделы, управления, аппарат, канцелярии и пр.), скрепленных единством целей, ради достижения которых образован;
6) имеет соответствующую материальную базу (здание, транспорт, оргтехнику и пр.) и финансовые средства (расчетный счет в банке, необходимые денежные ресурсы), которые требуются для осуществления его целей и задач;
7) обладает определенным правовым статусом, в котором отражаются положение данного государственного органа и его конкретное социальное содержание;
8) имеет соответствующую компетенцию (круг ведения), под которой понимают совокупность законодательно закрепленных полномочий (прав и обязанностей), предоставленных конкретному органу или должностному лицу в целях надлежащего выполнения им определенного круга государственных или общественно-значимых задач и осуществления соответствующих функций;
9) в процессе реализации имущественных прав выступает в качестве юридического лица, т.е. может отвечать по своим обязательствам вверенным ему имуществом, а также от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде;
10) действует на определенной территории (имеет территориальный масштаб деятельности).
Виды госорганов можно подразделяться по следующим критериям:
|
|
— по порядку образования — органы, избираемые непосредственно народом (Президент РФ, Государственная Дума РФ, законодательные органы субъектов Федерации) и органы, формируемые другими государственными органами (Правительство РФ, Конституционный Суд РФ и пр.);
—по форме реализации государственной деятельности — на законодательные (представительные), исполнительно-распорядительные, судебные, контрольно-надзорные органы. Законодательные органы (Федеральное Собрание РФ, Воронежская областная дума и т.д.) призваны непосредственно выражать в законах волю и интересы общества; исполнительно-распорядительные органы (Правительство РФ, министерства, администрации краев и областей и т.п.) призваны обеспечивать реализацию принятых законов и подзаконных актов; судебные органы (конституционные, обычные, военные, арбитражные суды) призваны осуществлять правосудие, рассматривать имущественные споры физических и юридических лиц, обеспечивать защиту прав и свобод человека и гражданина; контрольно-надзорные органы (прокуратура, органы госгортех надзора;
— по принципу разделения властей — на законодательные (Федеральное Собрание РФ; республиканские и областные законодательные органы), исполнительные (Правительство Российской Федерации, министерства, службы РФ, администрации и т.п.) и судебные (Конституционный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ Верховный Суд РФ, суды субъектов РФ);
— по иерархии — на федеральные (Президент РФ, Генеральная прокуратура РФ и т.п.), республиканские (Президенты Татарстана, Ингушетии, министерство внутренних дел Дагестана и т.д.), местные (губернатор Воронежской области, правительство Белгородской области, прокуратура Курской области и т.п.);
— по характеру подчиненности — на органы исключительно «вертикального» подчинения (прокуратура, суд и т.п.) и органы «двойного» («вертикально-горизонтального») подчинения (милиция, государственные банки и т.д.);
— по срокам полномочий — на постоянные, которые создаются без ограничения срока действия (например, прокуратура, суд, УИС) и временные, которые создаются для решения определенных задач (временная администрация в условиях режима ЧП);
— по способу принятия решений — на коллегиальные (Государственная Дума РФ, Правительство РФ и т.д.) и единоначальные (Президент РФ, министр, директор, губернатор и т.п.);
— по правовым формам деятельности — на правотворческие (Правительство РФ, областная дума), правоприменительные (Министерство юстиции РФ, управление образования области) и правоохранительные (органы УИС, ОВД, таможенные органы и т.д.);
— по характеру компетенции — на органы общей компетенции, которые в пределах своих полномочий принимают решения по любым вопросам (Правительство РФ и др.), и специальной компетенции, которые осуществляют деятельность в какой-либо одной сфере общественной жизни (министерства, службы), и т.п.