Вопрос 2. Понятие, признаки и виды органов государства

Важнейшим элементом механизма государства выступает государственный орган, который наделён определёнными качествами и стоящими перед ним задачами.

Орган госу­дарства — это звено государственного аппарата, участвующее в пределах своей компе­тенции в осуществлении функций государства и наделенное для этого соответствующими властными полномочиями. Роль и место каждого органа в механизме государства непосредст­венно связаны с правовым статусом этого органа, закреплен­ного в нормативных правовых актах, с важностью и характе­ром функций государства, в осуществлении которых данный орган участвует.

Признаки органа государства:

1) представляет собой самостоятельный элемент механизма государства, выступая неотъемлемой частью единого государственного ор­ганизма, занимая в нем свое специфическое место;

2) действует от имени государства и по его поручению;

3) образован и действует на основе нормативных правовых доку­ментов (конституции, законов и подзаконных актов);

4) выполняет свойственные только ему задачи и функции, исполь­зуя для этого соответствующие формы и методы (наделен для этого властными полномочиями, в том числе возможностью применения в случае необходимости мер принуждения);

5) состоит из государственных служащих и соответствующих под­разделений (отделы, управления, аппарат, канцелярии и пр.), скреп­ленных единством целей, ради достижения которых образован;

6) имеет соответствующую материальную базу (здание, транспорт, оргтехнику и пр.) и финансовые средства (расчетный счет в банке, необходимые денежные ресурсы), которые требуются для осущест­вления его целей и задач;

7) обладает определенным правовым статусом, в котором отража­ются положение данного государственного органа и его конкретное социальное содержание;

8) имеет соответствующую компетенцию (круг ведения), под кото­рой понимают совокупность законодательно закрепленных полномо­чий (прав и обязанностей), предоставленных конкретному органу или должностному лицу в целях надлежащего выполнения им определен­ного круга государственных или общественно-значимых задач и осу­ществления соответствующих функций;

9) в процессе реализации имущественных прав выступает в каче­стве юридического лица, т.е. может отвечать по своим обязательствам вверенным ему имуществом, а также от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде;

10) действует на определенной территории (имеет территориаль­ный масштаб деятельности).

Виды госорганов можно подразделять­ся по следующим критериям:

— по порядку образования — органы, избираемые непосредственно народом (Президент РФ, Государственная Дума РФ, законодатель­ные органы субъектов Федерации) и органы, формируемые другими государственными органами (Правительство РФ, Конституционный Суд РФ и пр.);

—по форме реализации государственной деятельности — на законодательные (представительные), исполнительно-распорядительные, судебные, контрольно-надзорные органы. Законодательные органы (Федеральное Собрание РФ, Воронежская областная дума и т.д.) призваны непосредственно вы­ражать в законах волю и интересы общества; исполнительно-распоря­дительные органы (Правительство РФ, министерства, администрации краев и областей и т.п.) призваны обеспечивать реализацию принятых законов и подзаконных актов; судебные органы (конституционные, обычные, военные, арбитражные суды) призваны осуществлять правосудие, рассматривать имущественные споры физических и юридических лиц, обеспечивать защиту прав и свобод человека и гражданина; контрольно-надзорные органы (прокуратура, органы госгортех надзора;

— по принципу разделения властей — на законодательные (Феде­ральное Собрание РФ; республиканские и областные законодательные органы), исполнительные (Правительство Россий­ской Федерации, министерства, службы РФ, администрации и т.п.) и судебные (Конституционный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ Верховный Суд РФ, суды субъектов РФ);

— по иерархии — на федеральные (Президент РФ, Генеральная прокуратура РФ и т.п.), республиканские (Президенты Татарстана, Ингушетии, министерство внутренних дел Дагестана и т.д.), местные (губернатор Воронежской области, правительство Белгородской области, прокуратура Курской области и т.п.);

— по характеру подчиненности — на органы исключительно «вер­тикального» подчинения (прокуратура, суд и т.п.) и органы «двойно­го» («вертикально-горизонтального») подчинения (милиция, государ­ственные банки и т.д.);

— по срокам полномочий — на постоянные, которые создаются без ограничения срока действия (например, прокуратура, суд, УИС) и временные, которые создаются для решения определенных задач (вре­менная администрация в условиях режима ЧП);

— по способу принятия решений — на коллегиальные (Государственная Дума РФ, Правительство РФ и т.д.) и единоначальные (Президент РФ, министр, директор, губернатор и т.п.);

— по правовым формам деятельности — на правотворческие (Правительство РФ, областная дума), правоприменительные (Министерство юстиции РФ, управление образования области) и правоохранительные (органы УИС, ОВД, тамо­женные органы и т.д.);

— по характеру компетенции — на органы общей компетенции, ко­торые в пределах своих полномочий принимают решения по любым вопросам (Правительство РФ и др.), и специальной компетенции, которые осуществляют деятельность в какой-либо одной сфере общественной жизни (министерства, службы), и т.п.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: