Эксплутационные затраты и пути их снижения

Расходы производятся автопредприятиями в зависимости от их характера и целевого назначения распределяются по степени затрат на эксплуатацию автомобильного транспорта.

Различают прямые и косвенные затраты. Прямые- это те, которые можно непосредственно отнести на себестоимость перевозок (заработная плата водителей, расходы на топливо и смазочные материалы, затраты на ремонт и техническое обслуживание, резерв восстановления автомобильных шин). Косвенные не относят на определенный вид перевозок, работ, так как они связаны с управлением всем предприятием(общепроизводственные, общехозяйственные).

Постоянные расходы – накладные расходы и условно заработная плата водителей.

Существенное влияния на расходы автопредприятия и себестоимости перевозок оказывают налоги: экологический, налог на землю и неналоговые платежи.

Себестоимость АТ перевозок рассчитывается по каждой статье переменных, постоянных расходов с целью определения общей суммы, а затем на единицу транспортной продукции. Калькулируют себестоимость, то есть определяют величину затрат приходящихся на единицу продукции по грузовым автомобильным перевозкам на 1 км; по автомобилям по сдельным тарифам; по автомобилям с часовой оплатой; по автомобилям на пассажиро –километры.

Целесообразно также исчислять себестоимость на рубль дохода. Общий объем работ предприятий АТ рассчитывается в стоимостном выражении. Калькуляция себестоимости на рубль дохода позволяет сопоставить и определить не только эффективность отдельных перевозок, но и удельное расходование средств предприятиями, как однородной по характеру работ, так и различными.

На величину показателей расходов на 1 рубль дохода оказывает влияние уровень рентабельности, заложенный в тарифных ставках для различных перевозок.

Для расчета плановой себестоимости единицы транспортной работы составляется плановая калькуляция.

Расходы понесенные перевозчиком на экспедирование, участие в погрузочно – разгрузочных работах, хранение груза, командировочные расходы, проезд по платным дорогам, мостам, предоставление контейнеров, взвешивание грузов, оплата пограничных, таможенных,местных и иных сборов и прочие аналогичные затраты в тариф не включаются, а оплачиваются по согласованию сторон отдельно.

Затраты связанные с перевозимой деятельностью включаются в себестоимость. При калькулировании себестоимости перевозок грузов и пассажирские затраты группируются по следующим статьям:

1. Заработная плата персонала по организации и осуществлению перевозок;

2. Отчисления в бюджетный фонд от средств в оплату труда;

3. Топливо;

4. Смазочные и другие эксплутационные материалы;

5. Ремонт автомобилей;

6. Ремонт и техническое обслуживание подвижного состава;

7. Амортизация ОПФ;

8. Общехозяйственные расходы;

9. Налоги и платежи, включаемые в себестоимость.

Расчет себестоимости перевозки осуществляется в порядке:

Заработная плата – в ее состав включают выплаты по сдельным расценкам, тарифным ставкам и должностным окладам, выплаты компенсирующего и стимулирующего характера, резерв начислений к оплате труда отпусков, компенсации за неиспользование отпусков.

Для целей планирования заработной платы персонала по организации определяется:

Затраты на ремонт автомобильных шин определяются в зависимости от общего пробега авто и норм износа, устанавливается в % от стоимости 1 комплекта на 1 тыс. км пробега.

Расходы топлива определяются по нормам увеличения линейного расхода топлива на 1 тонну собственного веса машины или прицепа.

Снижение себестоимости обеспечивается за счет увеличения технико – эксплутационных показателей работы, экономии топлива, экономии затрат на ремонт, уменьшения накладных расходов и другие факторы.

  1. Доходы предприятия автомобильного транспорта.

Производственная деятельность грузового транспорта характеризуется объемом перевозимых грузов и грузооборотом.

Грузооборот – произведение массы перемещаемых грузов в тоннах на расстояние их перевозки в км.

Деятельность пассажирского транспорта оценивается количеством перевезенных пассажиров и пассажирооборотом. Пассажирооборот – произведение количества перевезенных пассажиров на расстояние перевозки в км.

Автотранспортные предприятия выполняют сопутствующие услуги. В связи с этим общий объем их работы можно определить только по стоимостным показателям. Сумма дохода по каждому виду работ зависит от объема выполняемых работ и тарифов, то есть цен на них.

Тарифы представляют собой цену на транспортную продукцию. Тариф должен отражать все элементы стоимостных затрат на перевозку и денежные накопления.

Тарифы устанавливаются за следующие показатели: 1 тонну, 1 отправку, 1 тонну км., 1 авто – день, 1 час нахождения подвижного состава у заказчика, 1 км пробега и другие единицы измерения транспортных работ.

Для определения тарифа на единицу измеряемой продукции рассчитанные затраты делятся на соответствующий объем транспортной работы.

Тарифы утверждаются руководством АТ предприятия.

Оказание услуг на территории РБ всем заказчикам независимо от форм собственности по утвержденным перевозочным тарифам.

Перевозчик имеет право предоставит клиенту скидки от установленных тарифов.

Порядок расчета тарифов на перевозку грузов, пассажиров автопредприятий определяется Министерством транспорта и коммуникаций РБ.

Наиболее сложным является расчет тарифов на перевозку грузов при сдельной оплате труда. Исходные данные для расчета:

1. Заявка заказчика на перевозку с указанием вида грузов, пунктов погрузки – разгрузки, марки, модели подвижного состава.

2. Информация перевозчика о марке и модели подвижного состава: грузоподъемность авто, прицепа, расстояние перевозки по группам дорог, расстояние и подача авто, пробег с начала эксплуатации, балансовая стоимость авто, прицепа и полуприцепа, стоимость используемого автомобилем топлива и шин.

3. Расчетные показатели за 1 смену работы автомобиля, количество ездок с грузом, общий пробег автомобиля за смену, объем перевозок грузов, объем транспортных работ.

Для расчета транспортных работ за 1 автомобиле день работ используется:

- количество ездок с грузом за смену;

- пробег авто за смену в км;

- объем перевозимых грузов за смену;

- объем транспортных работ или грузооборот за смену;

- общий пробег авто за смену.

Планируемая прибыль рассчитывается по формуле:

П=S*R/100

где S – себестоимость перевозок;

R – рентабельность перевозок в %.

Доход от перевозок определяется как сумма себестоимости, прибыли и налоговых сборов и отчислений, уплачиваемых из выручки. Рассчитывается по формуле:

Дп= S+П+Nос

где Дп – доход от перевозок;

П- прибыль;

Nос – налоги и отчисления уплачиваемые из выручки.

Предусмотренные действующим налоговым и бюджетным законодательством налоги, сборы и отчисления уплачиваемые из выручки рассчитываются в соответствии с инструкцией о порядке исчисления уплаты налогов.

Доход с учетом НДС определяется

Д= Дп*(100+Nндс)/100

Nндс – ставка налога.

Полученный доход с учетом НДС одновременно является тарифом за 1 смену работы авто. Для определения тарифа на необходимых предприятиям единицам измерения полученный доход делится на соответствующий объем транспортных работ.

Так тариф за тонну определяется по формуле:

Тт=Д/Q

Тариф за отправку груза

Те=Д/Nе

Тариф тонна – километр

Тр=Д/Р

Тариф за километр пробега

Ткпр=Д/Lобщ

Q – объем перевозок;

Д – доход с учетом НДС;

Nе – количество ездок груза за смену;

Р – объем транспортных работ или грузооборота;

Lобщ – пробег авто за смену.

Аналогично рассчитываются тарифы и на другие единицы измерения

Как денежное выражение стоимость транспортной продукции тарифов должна отражать все элементы этой стоимости: затраты на перевозку и денежные накопления.

Дифференциация тарифов по виду перевозок связана с различной стоимостью перевозок. Она способствует выбору правильного типа подвижного состава и лучшей организации движения.

Существенный удельный вес в доходах автопредприятий занимает доход от эксплуатации и погрузочно – разгрузочных операций. В размер тарифа за погрузочно – разгрузочных работ включают: заработную плату, премии, фонд социальной защиты, внутрихозяйственные отчисления, инновационный фонд, рентабельность и всего полученный тариф.

Показатель суммы дохода транспортного предприятия используется не только для оценки его производственной деятельности, но и как исходная характеристика финансового результата, на основании которых исчисляются показатели прибыли и рентабельности.

Прибыль предприятия определяется как разница между общей суммой дохода без НДС и общими расходами.

Распределение прибыли производится на общих принципах, то есть платежи в бюджет, погашение кредитов, перечисления в центральные фонды, прибыль остающаяся в распоряжении предприятия.

Платежи в бюджет: налог на прибыль, недвижимость, местный налог.

Платежи с выручки- НДС. В себестоимости – экологический, налог на землю и др платежи.

На транспорте исчисляются 2 показателя рентабельности: рентабельность транспорта предприятия, рентабельность перевозок. Первый показатель определяется отношением суммы прибыли к среднегодовой стоимости ОПФ и ОС. Второй показатель - это отношение прибыли, полученной от перевозок к эксплутационным расходам.

Специфика финансов автопредприятий проявляется в большой зависимости рентабельности предприятия от структуры автопарка.

Правильный выбор подвижного состава процесса формирования автомобильного парка является основой предприятия рационального использования автопарка.

На финансовые результаты деятельности автопредприятий этот фактор оказывает решающее влияние.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: