НТ и решение локальных проблем

Можно ли решать с помощью НТ менее масштабные проблемы? Если эти технологии столь действенны, то почему бы не использовать их и в быту – в семейных отношениях, общении с друзьями и приятелями, в воздействии на собственных коллег?..

В практике PR-консультанта вопросы подобного рода не столь уж и редки. Кто-то надеется, что НТ станут «панацеей от тещи», кто-то рассчитывает воздействовать на прижимистого родственника, чтобы тот оформил нужное завещание, кто-то – запрограммировать свою «вторую половину» на супружескую верность или сделать что-то вроде «приворота». Работники нередко хотят проконсультироваться, как манипулировать несимпатичным им руководителем, оградить себя от служебного романа (или, напротив, спровоцировать такой роман), выделиться среди коллег с помощью «тайных средств PR»...Особое направление – сведение личных счетов с использованием особых «манипулятивных технологий».

Тем не менее, перспективы массового вхождения НТ в бытовую сферу пока весьма расплывчаты. В первую очередь – технологии это дорогостоящие, и если затраты на них в бизнесе или политике многократно оправдывают себя реальной экономической выгодой или изменениями политической ситуации, то здесь они не всегда сопоставимы с ожидаемым результатом. Как бы ни хотелось кому-то поместить в психиатрическую больницу «горячо любимую» тещу или окончательно «довести до белого каления» чуть менее «любимого» начальника, мало кто готов выложить за это несколько тысяч в твердой валюте. Хотя встречаются и исключения.

В целом НТ ориентированы на достижение конкретного экономического или политического результата, а не на участие в эмоциональных конфликтах, и эмоции здесь не первопричина, а всего лишь сырье, с которым приходится работать. Наконец, в бытовой сфере НТ применить даже труднее, чем в случае с решением «глобальной проблемы».

Да, провести масштабную НТ-кампанию против пенсионера Дормидонта Степановича с помощью НТ гораздо сложнее, чем аналогичную кампанию в отношении губернатора области, где проживает этот самый Дормидонт Степанович. Негативный PRработает с рыночными образами (имиджами), и ему необходимо наличие таковых или возможность их создания, – но какие рыночные образы могут быть связаны с пресловутым пенсионером? Никому не будут интересны «пикантные факты» его биографии, «компромат» на него, внезапно вскрывшиеся факты о количестве внебрачных детей. Он входит в число обычных, нормальных людей, ничем не выделяющихся из общей массы: «порог внимания» в его отношении не преодолен, и практически никого не волнует ничего, что бы с ним ни произошло... Но вот мелкий предприниматель Лотошников или рядовой чиновник Говорилов уже имеют некоторые основы имиджа, хотя бы и в достаточно узком кругу – например, в том дворе, где живут, и среди граждан-посетителей, поэтому в их отношении НТ применить проще.

Но Дормидонт Степанович, как и огромное множество других российских обывателей, – «человек без имиджа» и, в общем-то, не особенно от этого страдает: ведь так ему много спокойнее. По крайней мере, масса пиаровских манипуляций, которым он подвергается ежедневно, не создана для него лично, и он не является их конечным объектом – просто выступает в качестве «усредненного обывателя» со всем, что из этого следует...

В случае, когда НТ направлены против конкретного рядового обывателя, чаще всего приходится искусственно выделить его из обшей массы, наделить каким-то имиджем, перевести в несколько иную плоскость. Технологии здесь применимы не все, стратегия формируется в упрощенном варианте, а направленность действий – не чисто негативная, а смешанная.

Так все-таки, можно ли с помощью НТ довести рядового обывателя до психиатрической больницы, спровоцировать на неадекватные действия, вынудить изменить свое поведение? Разумеется, можно, но вот нужно ли?..


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: