Образование. Образование – это то, что останется после того, как все выученное забудется (Д

Образование – это то, что останется после того, как все выученное забудется (Д. Гранин).

В процессе образования сливаются два процесса – обучение и воспитание, которые влияют на развитие глубинных структур человека, формируют их психологические установки, позволяющие решать не только стандартные, ситуационные, но и проблемные, творческие жизненные задачи.

Таблица 1

Как видно из таблицы 1, обучение и образование формируют разные виды человеческой деятельности.

Обучение развивает адаптивное поведение и целенаправленную деятельность.

Образование развивает преобразующее поведение и творческую деятельность.

Обратите внимание на близость двух видов преобразующей деятельности – творчества и разрушения. Если человека лишить творчества (умственного труда, образования), то процесс разрушения не заставит себя ждать. Если человек лишается высоких благородных гуманистических целей, норм и принципов, то творческий, креативный потенциал человека будет направлен не на созидание, а на разрушение. Приведите примеры.

В традиционном обучении может рассматриваться вопрос об обучаемости, то есть величине и темпе прироста эффективности интеллектуальной деятельности под влиянием тех или иных обучающих воздействий. Традиционный способ обучения рассчитан на школьную форму получения знаний от различных источников и их воспроизведение при решении стандартных задач. Это легко проверяемая форма образовательной деятельности.

Образование предполагает создание внутриличностной конструкции, имеющей несколько опор, представляющих собой психологические установки.

Таблица 2

Понятно, что психологическим установкам нельзя научить, их можно передать тому, кто заинтересован их иметь. Психологические установки нельзя преподать студенту – объекту обучения, их можно передать равноправному субъекту образовательного процесса. Вот почему совместный умственный труд преподавателя и студента в процессе образования делает их коллегами, сотоварищами по труду и совладельцами его результата.

Только на первый взгляд умственный труд представляется простым и легким. Все последние годы медики бьют тревогу, озабоченные растущим числом больных, страдающих гипертонической болезнью, заболеваниями желудочно-кишечного тракта, опорно-двигательного аппарата, нарушениями обмена веществ, нервными и психическими расстройствами именно среди работников умственного труда. Целая отрасль медицины – гигиена умственного труда занимается этими проблемами и выводы ученых, их рекомендации должны быть знакомы всем, кто организует труд интеллигента. Да и сам работник умственного труда должен хорошо знать положительные и отрицательные последствия своей трудовой деятельности, первые проявления умственного утомления, приемы профилактики и первой помощи.

Авторы надеются, что эта книга послужит не только учебником, сведениями из которого можно блеснуть на зачете или экзамене, но руководством к действию, настольной книгой будущего интеллигента.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: