Тема 2.3. Исследование высших психических функций
Тема 2.2. Особенности онтогенеза мышления при атипиях развития
Задание № 1. Составление карты-конспекта
Задачи изучения темы: познакомиться с характеристикой и структурными составляющими (средства, способы осуществления, функции) этапов развития мышления, учиться анализировать особенности наглядно-действенного, наглядно-образного мышления, обусловленные спецификой отклоняющегося развития.
Содержание: студенты знакомятся с материалом, анализируют и составляют карты-конспекты
Название этапов развития мышления | Характеристика этапов развития мышления | Специфика этапов развития мышления в условиях отклонений развития |
Наглядно-действенное мышление | ||
Наглядно-образное мышление | ||
Словесно-логическое мышление |
Задание № 2. Составление блок-схемы
Задачи изучения темы: познакомиться с формой, способами осуществления мыслительных действий, техникой оперирования, учиться представлять материал в виде блок-схемы
Содержание: студенты знакомятся с материалом, анализируют и составляют блок-схему, отражая такие компоненты, как форма и способы осуществления мыслительных действий, техника оперирования
Литература:
1. Новакова К. Соотношение разных форм мыслительной деятельности как диагностический показатель нарушений умственного развития // Дефектология. 1983, № 4. С.27.
2. Усанова О.Н. Специальная психология. СП-б., 2006. С. 209-218.
Задание № 1. Составление картотеки
Задачи изучения темы: учиться систематизировать и представлять в виде картотеки методы (методики), направленные на изучение состояния наглядно-образного и словесно-логического видов мышления
Методические указания: выполненное задание обсуждается на семинарском занятии (тема 2.3, раздел 2).
Содержание: студенты составляют картотеку методов, направленных на анализ наглядных видов мышления; методов, предназначенных для выявления особенностей вербально-логического мышления детей с проблемами в интеллектуальном развитии.
Примечание: на каждой карточке указывается название задания, цель, содержание, способы интерпретации данных.
Литература:
1. Усанова О.Н. Специальная психология. С–Пб., 2006.
Задание № 1. Составление карты-схемы.
Задачи изучения темы: учиться анализировать и сравнивать различные диагностические задания для детей раннего возраста, систематизировать материал и представлять его в виде карты-конспекта.
Содержание: студенты сравнивают содержание диагностических заданий для детей 2-3 летнего возраста, предложенных Е.А. Стребелевой и содержание диагностических заданий для детей от 1года 10 месяцев до 4 лет, предложенных Н.В. Серебряковой
ориентируясь на следующие критерии:
1) на какие особенности познавательной деятельности направлены диагностические задания;
2) какой стимульный материал предлагают использовать авторы;
3) существует ли дифференцированное применение стимульного материала в зависимости от того, на каком возрастном этапе проводится обследование;
4) предполагается ли обучение ребенка при затруднении выполнения заданий диагностического обследования;
5) предполагается ли качественная оценка выполнения заданий ребенком раннего возраста; параметры качественной оценки;
Литература:
1. Диагностическое обследование детей раннего и младшего дошкольного возраста / Под ред. Н.В. Серебряковой. С-Пб, 2005. С. 18-26.
2. Стребелева Е.А. Ранняя диагностика умственной отсталости // Дефектология. 1994, № 1.