double arrow

Источники права феодальной Франции

Как территориально Франция делилась на север и юг, так она подразделялась и по праву. «Варварские» правды и королевские капитулярии потеряли свою силу. Решающая роль перешла к местному обычному праву – кутюмам, действия которых распространялось на все сословия. Север считался «страной неписаного права», а юг – «страной писаного права», т. к. кроме кутюмов в южных городах, основанных Римом, продолжало действовать римское муниципальное право.

Феодальное право Франции характеризуется необычной пестротой, т. к. число кутюмов исчислялось сотнями. Они жили в устной традиции, потому многочисленные и разнообразные кутюмы нуждались
в специальном судебном доказательстве, которое производилось опросом знающих людей («дознание у толпы»). «Толпа» состояла из десяти, а потом из двадцати свидетелей.

С ХIII в. делаются попытки записи кутюмов в виде сборников. Около 1255 г. появляется «Большой сборник обычаев Нормандии». В 1273 г. выходят «Учреждения Святого Людовика», в которых были записаны кутюмы городов Орлеана, Оверни и Анжу, а также ордонансы
Людовика IХ и отрывки из римского и канонического права. Большой известностью пользовались «Кутюмы Бовези» (1282 г.), автором которых был Бомануар, считающийся первым теоретиком французского права.
В 1389 г. бальи Жак д/Аблейг составил «Большой сборник обычаев Франции». В 1453 г. Карл VII приказал записать кутюмы каждой провинции. Появляется большое количество официальных сборников кутюмов. Наибольшей известностью пользовались кутюмы Парижа. Страна жила по кутюмам вплоть до Французской буржуазной революции, во время которой появились общегосударственные законы.

С усилением королевской власти возрастает роль ордонансов – королевских указов, имеющих силу государственных законов. В период абсолютизма королевские ордонансы оказали заметное влияние на гражданское право, в особенности в области торгового права. Наряду
с ними продолжали существовать и распоряжения крупных сеньоров – ассизы.

В эту правовую пестроту единство и общность вносило римское частное право, начавшееся преподаваться в Парижском университете
с 1219 г. и ставшее одним из важных источников права Франции. В ХVI в. происходит расцвет изучения римского права, появляется «историческая школа». Однако авторитет римского права не устранил деление страны на области обычного и писаного права.

Наряду с римским правом такое же единство вносило и каноническое (церковное) право, которое наряду с принципами регулирования вопросов организации и деятельности церкви, содержало положения, оказавшие известное влияние на гражданское право (запрет брать проценты) и семейно-брачное право (запрет разводов).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: