Социологическая теория права.
Историческая школа правопонимания.
В первую очередь концепцию естественного права критиковали историки (Савеньи, Пухта, Гуго). Они считали, что право не может быть вневременным и вненациональным. У каждого народа должно быть своё право и право каждого народа является продуктом объективного исторического развития этого народа и столь же неотъемлемо присуще каждому народу и каждой нации как и его язык, например.
Она противопоставлялась нормативно-позитивистскому пониманию права. И с точки зрения социологического подхода к правопониманию, право рассматривалось не как продукт деятельности государства, а как продукт жизнедеятельности самого общества. представители социологической школы (Бормс, Стивен Холмс, Муромцев) считали, что право нужно искать не в законах, поскольку закон это мертворожденное дитя государства, а право нужно искать в самой жизни общества, в самих общественных отношениях (теория живого права).
Дальнейшее развитие эта концепция получает в середине 20 века, в первую очередь в США в трудах американских неосоциологов права. По их мысли закон, исходящий от государства – это еще не право, а судебное решение, вынесенное на основе этого закона – это уже не право. Права – это деятельность практикующих юристов по применению закона.
|
|
Корнями уходит в античные времена. Как правило, теория нормативизма связывается с именем немецкого юриста Ганса Кельзена, которого называют отцом нормативизма, основателем школы неопозитивизма. Г. Кельзен разработал теорию «чистого права». По его мнению, право самоценно и его следует изучать в отрыве от всех других социальных явлений. Кельзен рассматривал право как определенную иерархическую пирамиду норм. Вершина этой пирамиды является основополагающая конституционная норма, далее - нормы законов, нормы-приказы, основание этой пирамиды составляют индивидуальные нормы (акты применения права).
Даже у Кельзена есть грунт-норма (основная норма). Кельзен не объясняет что это такое. Она находится над конституционными актами. Можно предположить, что это как раз те самые нравственно-справедливые основания права.
С точки зрения интегративного подхода к правопониманию в современной научной литературе право рассматривается как обусловленная природой человека и общества система общеобязательного формально-определенного нормативного регулирования наиболее значимых общественных отношений на основе дозволений, обязываний и запретов, обеспеченное силой государственного принуждения.
Основные признаки права:
· Право по своей природе – это социальный регулятор. Т.е. право призвано регулировать отношения людей и их коллективов. Право регулирует не любые общественные отношения, а только наиболее социально значимые и отношения, которые подвержены внешнему воздействию;
|
|
· Нормативный социальный регулятор:
o Право состоит из норм, т.е. определенных правил. Следовательно, позитивное право – это система правил;
o Эти правила определяют нормативы. Нормативы есть пределы, рамки, границы возможного и должного поведения;
o Право регулирует нормальное поведение.
· Право носит общий характер:
o Не персонифицированность (обезличенность);
o Многократность действия. Действие права не исчерпывается его применением.
· Право – это властно-волевой социальный регулятор:
o В праве находит своё выражение и закрепление властная воля государства;
o Властная воля представляет собой результат согласования свободных воль различных социальных групп, существующих в данном обществе.
· Право как социальный регулятор будет носить общеобязательный характер. Общеобязательность права означает требование безусловного соблюдения и исполнения правовых предписаний всеми без исключения субъектами (адресатами). Никто не может быть исключен из под действия права;
· Формальная определенность права. право как внешний социальный регулятор всегда должно иметь строго определенную точную конкретную форму своего внешнего выражения и закрепления. Это необходимо для того, чтобы в рамках всего общества существовало единое понимание и как следствие единообразная реализация правовых предписаний. Если право не будет иметь строго определенной формы своего выражения, то возникнет разногласие в правопонимание, следовательно они будут исполняться по разному.
· Право это универсальный социальный регулятор. Установление единого и равноодинакового масштаба поведения для всех без исключения членов общества равно одинаковых ситуациях. Универсальность права в том, что право устанавливает формальное юридическое равенство в условиях фактического социального неравенства. Весь вопрос в том, в большей или в меньшей степени право удовлетворяет интересам разных социальных групп;
· Обеспеченность дейс………..