Понятие права в контексте основных теорий правопонимания

Ни одна из существующих научных школ понимания права никогда не может предоставить полного и всеобъемлющего понятия права, которое бы охватывало все аспекты и грани этого сложного социального явления. Более 100 лет назад Петражицкий писал: «Юристы до сих пор пишут понятие права». Ситуация за последние 100 лет не изменилась. Кант говорил: «как естествоиспытатели не смогут определить понятие природы, так и юристы не смогут дать определение праву». Но стремиться к этому нужно. Чтобы приблизиться к пониманию права, необходимо рассмотреть основные концепции правопонимания.

Естественно-правовая школа.

Весь советский период прошёл под знаком отрицания концепции естественного права. Хотя Нерсесянц, Назаров в то время пытались особо не отходя от концепции нормативного позитивизма развивать естественно-правовые идеи. После перестройки произошёл резкий перелом в том числе и в науке, попытались перескочить в «естественно-правовую телегу»J. С.С. Алексеев отрёкся от своих нормативистский взглядов.

Естественно-правовой подход имеет глубокие корни. Своими основами этот подход уходит в античные времена (Протагор, Платон, Цицерон). Своё непосредственное развитие эта школа получает в период буржуазных революций как ответная реакция на теологическое правопонимание. Жёстко противопоставлять божественное право и естественное право нельзя. Ф. Аквинский говорил о естественном праве, понимания под ним право божественное, он также говорил о свободе людей, только выводил это из божественной воли. Г. Гроцций (основоположник классической теории естественного права), Б. Спиноза, Ж.Ж. Руссо, Ш. Монтескье, А.Н. Радищев, Чичерин, Елистратов, Гессен, Новгородцев – представители естественно-правовой школы. Гроцций: естественное право – это моральные, нравственные представления общества о свободе и справедливости. Эти представления являются вненациональными и вневременными, поскольку категории свободы и справедливости являются вечными и неизменными и находят своё отражение в естественных правах и свободах личности. Наряду с естественным правом существует право позитивное (право государственное). При этом государственное право должно следовать за правом естественным и основное назначение позитивного права – нормативное оформление и закрепление тех морально нравственных представлений о свободе и справедливости. Позитивное право не может противоречить право естественное. Государство не придумывает право, а лишь закрепляет его. Государство определяет справедливую меру свободы.

Разграничение естественного и позитивного права представителей этой школы видели в разграничении самих понятий права и закон. Право – естественное право. Закон – позитивное. Это разграничение они выводили из разницы терминологии. Вся терминология взята из латыни. Термины право и закон имеют разное звучание и разное понимание (jus, lex). В латинском языке понятие права и понятие справедливости схоже (justio, jus). Т.е. право как справедливая свобода. Право как справедливость. Не смотря на всю привлекательность такого подхода, полностью к этой концепции нельзя, потому что идеи свободы и справедливости не являются одинаковыми для всего общества и во все времена. Объём прав и свобод будет зависеть от экономического развития этого общества (Новгородцев – «Историческая школа юристов»). Концепция естественного права как права должного, т.е. такого права каким оно должно быть в идеале она имеет право на существование. Она даёт перспективы для развития права позитивного. Эта концепция нашла своё отражение в конституционных актах многих государств.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: