Раздел 1. Теория государства
Содержание разделов (тем) дисциплины
Содержание и тематическое планирование дисциплины
УТВЕРЖДАЮ
Брокилон
Еще один формальный нейтрал — государство дриад, огромный древний лес Брокилон. Столица Дуэн Каннелл находится в самом центре чащи, правительницу зовут Эитнэ. В Брокилоне запрещено жечь огонь и рубить лес: для дриад он служит не только обиталищем, но и святыней. Дриады напоминают амазонок: отлично стреляют из лука и живут только женскими общинами. Они также владеют способностью к особой лечебной магии. Доступ людей в Брокилон запрещен, нарушивших это правило смельчаков обычно убивают. Хотя наиболее крепких мужчин дриады могут использовать как «самцов-производителей». Раньше дриады более тесно общались с людьми, однако после нападений солдат из Бругге и Вердэна отношения с соседями разладились. На словах дриады не вмешиваются во внешние дела, но некоторые из них поддержали «белок», обеспечивая их укрытием, лечением, снабжая медикаментами и продовольствием. Иногда дриады даже оказывали эльфам военное содействие, хотя по крови как минимум наполовину, а то и полностью лесные амазонки принадлежат к человеческой рас
Проректор по образовательной политике
____________В.Я. Шевченко
«___»______________2011 г.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ
«Теория государства и права»
для студентов всех форм обучения
направления подготовки 051000.62 Профессиональное обучение (по отраслям)
профиля подготовки «Правоведение и правоохранительная деятельность»
профилизаций: «Правозащитная деятельность»,
«Гражданско-правовое регулирование в сфере образования»,
«Административно-правовое регулирование в сфере образования»
Екатеринбург
РГППУ
Учебно-методический комплекс дисциплины «Теория государства и права ». Екатеринбург, ФГАОУ ВПО «Российский государственный профессионально-педагогический университет», 2011. 45 с.
Настоящая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций Основной профессиональной образовательной программы по направлению подготовки 051000.62 Профессиональное обучение (по отраслям).
Авторы: | К.ю.н, доцент | А.А. Воронина |
К.ю.н., доцент | Е.Е. Столярова | |
Старший преподаватель | К.А. Игишев | |
Старший преподаватель | О.В. Шмурыгина | |
Рецензент: | Д.ю.н, профессор | С.Н. Сабанин |
Одобрена на заседании кафедры права. Протокол от 26 апреля 2011 г. № 9.
Заведующая кафедрой права | А.А. Воронина |
Рекомендована к печати методической комиссией Института социологии и права РГППУ. Протокол от 23 мая 2011 г. № 9.
Председатель методической комиссии ИСП | А.Г. Кислов | |
СОГЛАСОВАНО Зав. сектором инспектирования ИМО УМУ | С. В. Пеннер | |
Директор ИСП | С.Е. Вершинин |
© ФГАОУ ВПО «Российский государственный профессионально-педагогический университет», 2011
© Воронина А.А., Столярова Е.Е., Игишев К.А., Шмурыгина О.В., 2011 |
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Цель курса – глубокое освоение студентами понятийного и категориального аппарата, выработанного теорией государства и права как общетеоретической юридической наукой, для получения возможности дальнейшего изучения отраслевых и прикладных юридических дисциплин.
Воспитательная роль данной учебной дисциплины определяется тем, что она способствует расширению кругозора студента, закладывает основы юридического мировоззрения, политической и правовой культуры. Формирует личность с высоким уровнем правосознания.
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП ВПО
Дисциплина «Теория государства и права» относится к вариативной части (44-б3) профессионального цикла и является одной из базовых в данном профиле.
Изучение курса рассчитано на два семестра (1 й и 2 й), поэтому входные знания могут быть разграничены на отдельные части и оцениваться по мере освоения базовых дисциплин в первом семестре, а также знаний, приобретенных при получении предшествующего уровня образования.
Для изучения данной учебной дисциплины необходимы следующие знания, умения и навыки, формируемые предшествующими дисциплинами:
2.1. Из курса «Обществознание» (для 1-го и 2-го семестров):
Знания: общих закономерностей возникновения, функционирования и развития общества и государства; исходных понятий об обществе и государстве; соотношения общества, государства и права; исторических типов и форм общества, государства и права; признаков, форм, типов, механизмов и функций государства.
Умение: анализировать общественные явления и процессы.
2.2. Из курса «Основы права» (для 1-го и 2-го семестров):
Знания: общих закономерностей возникновения, функционирования и развития права; исходных понятий о праве; исторических типов и форм права; концепции гражданского общества и правового государства; понятий норм и источников права, общей теории правоотношений; системы права и системы законодательства, механизмов и форм правового регулирования и реализации права; общих закономерностей правомерного поведения, правонарушения и юридической ответственности.
2.3. Из курса «Русский язык и культура речи» (для 2-го семестра):
Умение: строить ясно, аргументировано и верно устную и письменную речь.
2.4. Из курса «Иностранный язык» (для 2-го семестра):
Умение: обладать начальными навыками восприятия информации и профессионального общения на иностранном языке.
Перечень последующих учебных дисциплин, для которых необходимы знания, умения и владения, формируемые данной учебной дисциплиной:
- «Конституционное право»,
- «Гражданское право»,
- «Уголовное право»,
- «Трудовое право»,
- «Правоохранительные органы»,
- «Административное право»,
- «Земельное право»,
- «Экологическое право»,
- «Семейное право»,
- «Философия»,
- «История»,
- «Политология»,
- «Социология»,
- «Экономическая теория».
3. КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТА, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Дисциплина «Теория государства и права» является базовой для изучения последующих правовых дисциплин.
В результате изучения дисциплины студент должен приобрести следующие общекультурные и профессиональные компетенции, соотнесенные с общими целями ООП ВПО:
общекультурные компетенции:
- способен научно анализировать социально-значимые проблемы и процессы, умеет использовать на практике методы гуманитарных, социальных и экономических наук в различных видах профессионально-педагогической деятельности (ОК-15);
- владеет процессом творчества (поиск идей, рефлексия, моделирование и др.) (ОК-28);
- владеет системой эвристических методов и приемов (ОК-29);
профессиональные компетенции:
- способен организовывать профессионально-педагогическую деятельность на нормативно-правовой основе (ПК-4);
- готов участвовать в разработке нормативных актов в соответствии с профилем своей профессиональной деятельности (ПК-37);
- готов осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры (ПК-38);
- готов обеспечивать соблюдение законодательства субъектами права (ПК-39);
- готов обеспечивать законность и правопорядок, общественную безопасность и личную безопасность граждан, охранять общественный порядок (ПК-40);
- готов уважать честь и достоинство личности, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина (ПК-41);
- готов выявлять, пресекать, раскрывать и расследовать преступления и иные правонарушения (ПК-42);
- готов осуществлять предупреждение правонарушений, выявлять и устранять причины и условия, способствующие их совершению (ПК-43);
- способен правильно и полно отражать результаты профессиональной деятельности в юридической и иной документации (ПК-44);
- способен толковать различные правовые акты (ПК-45);
- способен давать квалифицированные юридические заключения и консультации в конкретных видах юридической деятельности (ПК-46);
- готов участвовать разработке нормативно-правовых и локальных актов, реализуемых в правоприменительной деятельности (ПК-47);
В результате освоения дисциплины «Теория государства и права» обучающийся должен
Знать:
- основной понятийный аппарат юриспруденции, юридическую терминологию, основные структуры институтов государства и права;
- роль и место теории государства и права в системе юридических наук;
- предмет и метод теории государства и права;
- общие и специальные закономерности возникновения, развития и функционирования государства, права и правовых явлений;
- методологические основы научного понимания права и государственно-правовых явлений;
- закономерности исторического движения и функционирования государства и права;
- систему знаний о государстве и его функциональной деятельности;
Уметь:
- применять полученные знания при освоении других дисциплин;
- находить взаимосвязи государства, права и иных сфер жизни общества и человека;
- пользоваться понятийным и категориальным аппаратом теории государства и права.
- четко представлять систему права, правотворчество и действие нормативных правовых актов;
- формулировать соответствующие теоретические положения (например, понятия государства и права, нормы права и т.д.) в виде развернутого определения;
- раскрывать основные признаки, значения и роль различных государственно-правовых явлений;
- доказывать теоретические тезисы (положения);
- подкреплять теоретические положения конкретными фактами политической и правовой действительности, примерами из практики.
Владеть:
- аналитическими навыками работы с нормативными актами, предварительно изучив их структуру и типологию;
- навыками толкования нормативно-правовых актов;
- навыками юридически грамотно квалифицировать факты и обстоятельства;
- навыками ориентироваться в действующем законодательстве.
4. СТРУКТУРА ДИСЦИПЛИНЫ
Общая трудоемкость дисциплины составляет 7 зачетных единиц,
252 часа, из них 110 аудиторных часов.
Распределение учебной нагрузки по дисциплине составляет:
- аудиторная – 2 часа в неделю в 1-м семестре; 4 часа в неделю во 2-м семестре;
- самостоятельная работа студентов – 2,8 часа в неделю в 1-м семестре; 1,4 часа в неделю во 2-м семестре.
4.1. Объем дисциплины и виды учебной работы
Таблица 1
Объем учебной нагрузки, перечень и срок контрольных мероприятий | Форма обучения | ||
Очная | Заочная с полным сроком | Заочная с сокращенным сроком | |
1. Виды и объем учебной работы, в ч. | |||
1.1. Общая трудоемкость дисциплины (ЗЕТ) | 252 (7) | 252 (7) | 252 (7) |
1.2. Аудиторные занятия | |||
1.2.1. Лекции | |||
1.2.2. Практические (семинарские) занятия | |||
1.2.3. Лабораторные работы | – | – | – |
1.3. Самостоятельная работа: | |||
1.3.1. Курсовой проект (работа) | |||
1.3.2. Контрольная работа | – | – | |
1.3.3. Расчетно-графическая работа | – | – | – |
1.3.4. Другие виды самостоятельной работы (подготовка к экзамену или зачету, подготовка курсовой работы) | |||
2. График изучения дисциплины | |||
2.1. Курс | |||
2.2. Семестр изучения | 1,2 | 1,2 | |
2.3. Экзамен (семестр) | |||
2.4. Зачет (семестр) | – | ||
2.5. Курсовой проект (работа) (семестр) | |||
2.6. Контрольная работа (семестр) | – | – |
Таблица 2
№ п/п | Разделы учебной дисциплины | Семестр | Неделя семестра | Виды учебной деятельности и трудоемкость (в часах) | Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) Форма промежуточной аттестации (по семестрам) | ||||||||||
Лекции | Практические занятия | СРС | Консультации | ||||||||||||
1. | Теория государства и права как наука и учебная дисциплина. | 1,2 | 5,6 | Еженед. | Эссе – 1; Собесед. – 2; Участие в практ. занятии – 2. | ||||||||||
2. | Происхождение государства и права | 3,4 | 5,6 | Еженед. | Собесед. – 3; Участие в практ. занятии – 4. | ||||||||||
3. | Понятие, сущность и основные признаки государства | 5,6 | 5,6 | Еженед. | Собесед. – 5; Участие в практ. занятии – 6. | ||||||||||
4. | Функции государства | 7,8 | 5,6 | Еженед. | Собесед. – 7; Участие в практ. занятии – 8. | ||||||||||
5. | Формы государства | 9,10,11 | 8,4 | Еженед. | Собесед. – 9; Участие в практ. занятии – 10, 11. | ||||||||||
6. | Механизм (аппарат) государства | 12,13 | 5,6 | Еженед. | Собесед. – 12; Участие в практ. занятии – 13. | ||||||||||
7. | Гражданское общество и правовое государство. Государство в политической системе общества | 14,15 | 5,6 | Еженед. | Собесед. – 14; Участие в практ. занятии – 15. | ||||||||||
Итого за 1 семестр | Зачет | ||||||||||||||
8. | Основные подходы к пониманию права. Сущность права | 1,4 | Еженед. | Собесед. – 1; Участие в практ. занятии – 1. | |||||||||||
9. | Право в системе социального регулирования | 1,4 | Еженед. | Собесед. – 2; Участие в практ. занятии – 2. | |||||||||||
10. | Нормы права | 3,4 | 2,8 | Еженед. | Собесед. – 3,4; Участие в практ. занятии – 3;Участие в круглом столе – 4. | ||||||||||
11. | Система права | 5,6 | 2,8 | Еженед. | Собесед. – 5,6; Участие в практ. занятии – 5; терминологический диктант – 6. | ||||||||||
12. | Источники (формы) права. Правотворчество | 7,8 | 2,8 | Еженед. | Собесед. – 7,8; Участие в практ. занятии – 7,8. | ||||||||||
13. | Толкование права | 1,4 | Еженед. | Собесед. – 9; Участие в практ. занятии – 9. | |||||||||||
14. | Реализация норм права | 1,4 | Еженед. | Собесед. – 10; Участие в практ. занятии – 10. | |||||||||||
№ п/п | Разделы учебной дисциплины | Семестр | Неделя семестра | Виды учебной деятельности и трудоемкость (в часах) | Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) Форма промежуточной аттестации (по семестрам) | ||||||||||
Лекции | Практические занятия | СРС | Консультации | ||||||||||||
15. | Правосознание и правовая культура | 1,4 | Еженед. | Собесед. – 11; Участие в практ. занятии – 11. | |||||||||||
16. | Правовые отношения | 12, | 2,8 | Еженед. | Собесед. – 12,13; Участие в практ. занятии – 12; Терминологический диктант – 13; Тест – 13. | ||||||||||
17. | Правовое поведение. Правомерное поведение. Правонарушение. Юридическая ответственность | 14, | 2,8 | Еженед. | Собесед. – 14,15; Участие в практ. занятии – 14,15. | ||||||||||
18. | Правовое регулирование и его механизм | 1,4 | Еженед. | Собесед. – 16; Участие в практ. занятии – 16. | |||||||||||
19. | Законность и правопорядок | 1,4 | Еженед. | Собесед. – 17; Участие в практ. занятии – 17. | |||||||||||
20. | Правовая система общества | 1,4 | Еженед. | Собесед. – 18; Участие в практ. занятии – 18. | |||||||||||
21. | Основные правовые системы современности | 19, | 2,8 | Еженед. | Собесед. – 19,20; Участие в практ. занятии – 19; Итоговая контрольная работа - 20. | ||||||||||
22. | Работа над курсовой работой | ||||||||||||||
23. | Подготовка к экзамену | ||||||||||||||
Итого за 2 семестр | Экзамен, курсовая работа | ||||||||||||||
Всего за курс | |||||||||||||||
Государственно-правовая действительность как объект научного познания. Причины и следствия множественности теоретических воззрений и учений, существующих в области познания государства и права. Предмет теории государства и права. Теория государства и права в системе гуманитарных и юридических наук.
Методология теоретического познания государственно-правовой действительности: понятие, значение. Методы юридической науки.
Теория государства и права как учебная дисциплина. Ее место и роль в процессе подготовки юриста. Цели, задачи, структура теории государства и права как учебной дисциплины.