Первая версия антидиоксиновой программы была разработана в СССР в 1989 г., но не была известна широкой публике. После катастрофы в Уфе для ответа на депутатский запрос, по поручению президента СССР М.С. Горбачева была создана комиссия из представителей Госплана, КГБ и Академии наук СССР, которая представила президенту доклад о загрязнении окружающей среды в СССР диоксинами.
На основе этого доклада был составлен проект Государственной программы по диоксинам, который должен был быть представлен в Верховный Совет СССР и в последствии принять форму закона. Однако события лета 1991 г. исключили возможность принятия этой программы, и только с мая 1992 г. вновь началась работа по подготовке государственной программы "Защита окружающей среды и населения РФ от диоксинов и диоксиноподобных веществ", сокращенно программа "Диоксин". Осенью 1993 г. она была подготовлена для представления в Верховный Совет РФ, но октябрьские события прервали эту работу.
Только 5 ноября 1995 г. программа была утверждена правительством России, которое почему-то "забыло" включить ее в бюджетное послание Думе. Соответственно, бюджет 1996 г. не предусматривал никаких расходов на программу "Диоксин". Этот документ в существующем на сегодня виде запоздал, по крайней мере, на 10 лет. Программа имеет основную и первоочередную задачи - проведение мониторинговых исследований и разработку бездиоксиновых технологий.
|
|
Несмотря на очевидную необходимость исследований, в первую очередь следует незамедлительно прекратить "производство" диоксинов и диоксиноподобных веществ. Об этом говорит и многолетний опыт развитых стран в области защиты окружающей среды от диоксинов. Многих мероприятий, таких, как модернизация технологий, очистка территорий, формирование структуры потребительского спроса, направленного на снижение потребления товаров, содержащих хлорорганические вещества, российская программа просто не предусматривает, в то время, как на Западе такие мероприятия уже проведены, в том числе, и по требованию Гринпис. Гринпис предлагает ряд неотложных мероприятий, которые будут способствовать сокращению содержания диоксинов в окружающей среде и которые уже проверены на практике в ряде стран (США, Германия, Япония, Австрия и т.д.). В приложении 13 дан список запрещенной к производству и использованию хлорсодержащей продукции.[18]
В 1997 г. Госкомэкологией России завершено выполнение федеральной целевой программы "Защита окружающей природной среды и населения от диоксинов и диоксиноподобных токсикантов на 1996–1997 годы" (ФЦП "Диоксин"), утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 5 ноября 1995 г. № 1102. В Государственном докладе "О состоянии окружающей природной среды Российской Федерации в 1996 году" подведены предварительные итоги реализации программных мероприятий, выполненных, несмотря на отсутствие в 1996 г. финансирования работ из федерального бюджета, за счет средств Госкомэкологии России. В 1997 г. Федеральным законом "О федеральном бюджете на 1997 год" было предусмотрено финансирование программы в объеме 7500 млн. руб., из которых фактически перечислено 70%. В результате выполнения в 1997 г. экологических разделов программы:
|
|
— разработаны проекты нормативных и методических документов для осуществления государственного экологического контроля за содержанием диоксинов в промышленных сбросах и выбросах;
— проведены рекогносцировочные обследования загрязнения природных сред диоксинами и диоксиноподобными веществами в Республике Башкортостан, Республике Алтай и Чувашской Республике, Алтайском крае, Астраханской, Архангельской, Владимирской, Томской областях;
— выполнено картирование загрязнения диоксинами территории Российской Федерации;
— подготовлены два информационных сборника серии "Супертоксиканты ХХI века", посвященных проблемам диоксинового загрязнения (изданы в 1998 г.);
—предложены новые технологии получения целлюлозы, исключающие образование диоксинов и отходов биологической очистки сточных вод ЦБК;
— разработаны методические рекомендации по реабилитации территорий в диоксиноопасных регионах.
В рамках реализации ФЦП "Диоксин" впервые собраны и обобщены данные о содержании диоксинов в окружающей среде, продуктах питания и биологических жидкостях человека, полученные отечественными и зарубежными специалистами на территории Российской Федерации, и на их основе разработаны картосхемы уровней загрязнения территории страны диоксинами. В мае 1993 года в РБ была утверждена программа "Диоксин", за шесть лет на ее выполнение потратили почти 7 млн. руб. Работа велась по нескольким направлениям: выявляли реальную картину загрязнения территории республики диоксинами, разрабатывали систему мероприятий по локализации и ликвидации последствий загрязнения природной среды, проводили медико-биологические исследования и т.д. Немало было сделано и делается сейчас для профилактики загрязнения и очистки производственных объектов на предприятиях, "поставляющих" диоксины в наибольших количествах. На том же "Химпроме", например, начались комплексные испытания английской печи для сжигания промышленных отходовстроится установка по утилизации ила и шлама с биологических очистных сооружений. Тогда же, в начале 90-х, был создан БРЭЦ. На 2 млн. долл. для экологического центра приобрели уникальный, единственный в странах СНГ, комплект оборудования для сложнейших анализов.
Совместным постановлением Госкомэкологии и Госсанэпиднадзора Республики Башкортостан введены специальные меры, предусматривающие:
— обязательное проведение инвентаризации диоксинсодержащих сбросов, выбросов и отходов диоксиноопасными предприятиями всех форм собственности;
— обязательное включение оценки диоксиновой опасности в ТЭО (раздел ОВОС) проектов новых производств и технологий;
— наличие показателей диоксиновой опасности в НТД на выпускаемую продукцию при ее разработке или очередном пересмотре;
- регулярный производственный контроль за содержанием диоксинов и фуранов при использовании диоксиноопасных технологических процессов или производстве продукции, потенциально содержащей диоксины.