Франкирование цен

Издержки, включаемые в цену продукции
Цена продукции на складе поставщика Доставка на станцию отправления Погрузка в вагоны на станции отправления Транс- портировка до станции назначения Выгрузка из вагонов на станции назначения Доставка от станции до потребителя
Франко -склад поставщика  
Франко - станция отправления  
Франко – вагон – станция отправления  
Франко – вагон – станция назначения  
Франко – станция назначения  
Франко - склад потребителя

Цена франко-склад поставщика предполагает, что все расходы по доставке продукции со склада поставщика до конечного пункта назначения оплачивает покупатель сверх цены приобретения товара. Такая цена стимулирует покупателя минимизировать транспортные расходы.

Цена франко- станция отправления включает расходы продавца на станцию отправления к конечному пункту назначения без погрузки в вагоны.

Цена франко- вагон – станция отправления больше предыдущей цены на величину расходов продавца на погрузку в вагоны на станции отправления до конечного пункта назначения.

Цена франко- вагон – станция – назначения помимо уже указанных элементов содержит расходы продавца по оплате транспортировки купленных товаров до конечного пункта назначения.

Цена франко- станция – назначения еще выше, так как включает затраты продавца на выгрузку купленных товаров из вагонов на конечной станции назначения.

Цена франко-склад потребителя показывает. Что в цену включены все транспортные расходы. Эта цена одинакова для всех покупателей, независимо от их местоположения, так как включает одинаковую сумму транспортных расходов, рассчитанную как среднюю стоимость всех перевозок. Такая цена особенно выгодна покупателям, которые значительно удалены от места производства продукции, когда их фактические транспортные расходы превышают средние.

Дифференциация цен по характеру содержащейся в них информации строится на учете специфики этой информации.

Цены фактических сделок содержат информацию о реальных ценах купли - продажи товара* на рынке. Они фиксируются в специальных коммерческих документах – контрактах (поэтому в некоторых источниках такие цены называют контрактными) и отражают реальные условия сделки: количество товара, сроки и условия поставки, условия платежа, гарантии и т.д., согласованные реальными продавцами и покупателями. Цены фактических сделок в большинстве случаев выступают в качестве надежного индикатора реального состояния того или иного рынка товаров и услуг. Однако, получить информацию об этих ценах трудно из-за того, что они составляют коммерческую тайну фирмы. Кроме того, анализ этих цен затруднен из-за значительной их дифференциации в зависимости от специфики реальных сделок.

По способу установления цены фактических сделок (контрактные цены) подразделяются на твердые цены, цены с последующей фиксацией и скользящие цены.

Твердые цены фактических сделок устанавливаются в момент оформления контракта и не изменяются в течение всего срока его действия. Как правило, они используются в сделках, предусматривающих немедленную поставку товаров* или их поставку в короткий срок. Существенное влияние на использование этих цен оказывает устойчивость конъюнктуры* рынка.

Цены с последующей фиксацией применяются при исполнении контракта, в котором указаны момент и принцип фиксации, например, перед поставкой партии товара или перед началом каждого календарного года.

Подвижные (скользящие цены) определяются в момент заключения контракта, но при этом делается оговорка об их пересмотре в период исполнения контракта при изменении согласованных элементов цены* или конъюнктуры* рынка этих товаров. В условиях высокой инфляции в России все большее распространение получаю различные формулы скольжения цен, включаемые в контракты.

Приведем формулу скольжения:

Ц i = Ц о * (А + В* М10 + С* З10 ), где

Ц i - окончательная цена;

Ц о - базисная цена на дату заключения контракта;

А - неизменная ачсть цены, не зависящая от уровня инфляции (косвенные затраты, норма прибыли);

В - доля сырья и материалов в цене;

С - доля оплаты труда в цене;

А + В + С = 1

М10 - отношение текущих и базисных цен на сырье и материалы;

З10 – отношение текущих и базисных ставок оплаты труда.

Цены аукционные информируют участников аукционных торгов, которые начинаются с объявления номера партии товара (лота) и начальной стартовой цены. Уровень стартовой цены устанавливается с учетом информации о стоимости и качестве товара, соотношении сил продавцов и покупателей, технике ведения торгов. Чем чаще проводятся аукционные торги, тем меньше ценовые разрывы. Это объясняется незначительными изменениями издержек производства и конъюнктуры рынка во времени. Обычно товар реализуется по максимальной цене, предложенной покупателем. Аукционные цены играют ключевую роль на рынках пушно-меховых изделий, драгоценных камней, антиквариата.

Цены биржевые отражают результаты биржевых торгов. Цены биржевых торгов информируют, в основном, о состоянии спроса и предложения на данный товар. Обычно товары на биржах продаются и покупаются без предъявления и осмотра. Сделки заключаются на основании типовых биржевых контрактов, жестко регламентирующих качество и сроки поставки. Цены биржевой торговли распространяются в основном на массовые сырьевые и сельскохозяйственные товары: черные и цветные металлы, деловой лес, зерновые и масличные культуры и т.п.

Цены справочные информируют покупателей об условиях продажи товаров. Они отражают, как правило, интересы продавцы, являются ориентировочными и могут заметно отличаться от цен фактических сделок (контрактных цен). Для поставщиков справочные цены служат базой определения цен предложения, а для покупателей – ориентиром для уторговывания (согласования, корректировки) цены сделки. Разница между справочными ценами и ценами фактических сделок может составлять от 7% до 30% в зависимости от особенностей контрактов и конъюнктуры* рынка. Справочные цены широко публикуются объединения производителей, информационными агентствами и бюро, консультационными фирмами. Сведения о справочных ценах можно получить без каких-либо затруднений.

Справочные цены подразделяются на цены предложения и прейскурантные цены.

Цены предложения устанавливают производители без согласования с потребителями, но с учетом основных условий сделки и конъюнктуры рынка. В некоторых случаях цены предложения строятся на основе цен конкурентов*. Определяя цены предложения, важно знать особенности потребления в той или иной стране, поскольку одни и те же потребительские свойства товара могут по-разному оцениваться потребителями. Информация о ценах предложения предоставляется по запросам покупателей.

Прейскурантные цены публикуются фирмами-производителями (часто с краткой характеристикой товара). Как и цены предложения, устанавливаются производителем без согласования с покупателем и служат базой для уторговывания при заключении сделок.

Ценовые индексы – показатели динамики цен за определенный период. Эти показатели позволяют выявить и анализировать тенденции в динамике цен, измерять физические объемы потребления и производства, абстрагируясь от изменения цен, осуществлять контроль и анализ стоимостных показателей.

В экономическом анализе и статистике исследование влияния инфляции на объемы производства и потребления проводят с помощью неизменных или сопоставимых цен.

Для того, чтобы привести цены в соответствие друг с другом, используют индексы цен - коэффициенты перерасчета, отражающие изменение цен за анализируемы период.

В экономической статистике при расчете индексов цен используют следующие обозначения:

P – уровень потребительских цен;

Q - количествах покупаемых товаров;

Индекс о – в базовом периоде;

Индекс 1 – в текущем периоде;

S P о Q о - означает суммирование расходов на базовые количества в ценах базового периода;

S P 1 Q 1 - означает суммирование расходов на текущие количества в ценах текущего периода;

S P 1 Q о - означает, сколько бы стоила потребительская корзина базисного периода в ценах текущего года

S P о Q 1 - означает, сколько бы стоила потребительская корзина текущего года в ценах базисного года.

Различают индивидуальные и сводные ценовые индексы.

Индивидуальный ценовой индекс информирует о динамике цен отдельных товаров (работ, услуг) и рассчитывается как отношение цены отчетного периода к цене периода, принятого за базу для сравнения:

I и = (Q о\ Q 1 ) * 100%

Например, по данным Оренбургского областного комитета государственной статистики, средняя цена хлеба пшеничного в рублях за 1 килограмм в декабре 1999года – 7,66;в марте 2000 года – 7,66;в мае 2000 года - 7,99;в июне 2000 года - 8,25 рубля.

Примем за базовую цену декабря 2000 года, таким образом, в декабре индивидуальный индекс цены хлеба пшеничного составит:

I и = (7,66\7,66) * 100%; I и = 100,0 %

В марте 2000: I и = (7,66\7,66) * 100%; I и = 100,0%

В мае 2000: I и = (7,99\7,66) * 100%; I и = 104,3%

В июне 2000:I и = (8,25\7,66) * 100%; I и = 107,7%

Сводные ценовые индексы содержат информацию о динамике цен группы товаров и услуг. Различают индекс цен Ласпейреса и индекс цен Пааше.

Индекс цен Ласпейреса ( базисно взвешенный) показывает изменение расходов на потребительскую корзину базисного периода в ценах текущего периода. Определяется как отношение стоимости группы товаров, проданных в базисном периоде, исчисленной в фактических (текущих) ценах и ценах базисного периода:

Iб = SP1*Qо / SPо*Qо ,

Индекс цен Пааше (текуще-взвешенный) показывает изменение расходов на потребительскую корзину текущего периода. Определяется как отношение стоимости группы товаров, проданных в текущем периоде, исчисленной в фактических (текущих) ценах и ценах базисного периода:

Iт = SP1*Q1 / SPо*Q1,

Существует так называемый индекс Фишера, представляющий среднее геометрическое между базисным и текущим индексами цен:

I = Ö Iб Iт

Сводные ценовые индексы используются в качестве одного из основных показателей инфляционных процессов в реальном секторе экономики. Сравнивая темпы роста потребительских цен и темпы роста реальных доходов населения, можно судить об уровне инфляции.

Например, по следующим данным необходимо рассчитать сводные индексы:

Товары Базовый период: Август 1992 Текущий период: Сентябрь 1992
Цена, руб. Кол-во, кг. Цена, руб. Кол-во, кг
1. Масло 2. Сыр 3. Хлеб 4. Мука 170 140 10 20 3 2 30 4 200 160 20 40 2 2 25 2

Базисно взвешенный индекс цен:

Iб = SP1*Qо / SPо*Qо

Iб= (200* 3 + 160* 2 +20 * 30 + 40 * 4): (170 * 3 + 140 * 2 + 10 * 30 + 20* 4)

Iб = 1,4359 или 143,59% – это значит, что потребительская корзина августа стала на 43,59% дороже в сентябре.

Текуще взвешенный индекс цен:

Iт = SP1*Q1 / SPо*Q1 ,

Iт = (200* 2 + 160*2 + 20* 25 + 40* 2): (170 *2 + 140* 2 + 10* 25 + 20* 2)

Iт = 1,4286 или 142,86% – это значит, что потребительская корзина сентября в августе была бы на 42,86% дешевле

Индекс Фишера:

I = Ö Iб Iт

I = Ö 1,4359 * 1,4286

I = 0,7757 или 77,57 %.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: