Портрет Людовика-14
Очень выразительная динамика. Молодая самоуверенность, счастливое самодовольство, медальный профиль, очень репрезентативная поза.
Обратите внимание на передачу фактур. У него кружева высверлены по мрамору. Полное впечатление пышного завитого парика и кружева.
Бернини работал и для церкви. Им был сделан целый ряд надгробий.
Наиболее ярко раскрывает характер барокко и является отличным примером характеристики Бернини как скульптора.
Алтарь создан для частной капеллы Санта Мария Дела Виттория в Риме.
Эта скульптурная группа имеет пышную тяжелую архитектурную раму. С каждой стороны по паре колонн из цветного мрамора с белыми капителями, которые несут разорванный фронтон сложной формы. Колонны и постаменты поставлены не фронтально, а диагонально. Впечатление такое, что они разъезжаются в стороны подобно занавесу, чтобы показать скрытую в глубине сцену. Эта тяжелая архитектурная рама усиливает впечатление невесомой легкости, производимое двумя мраморными фигруами, белеющими вглубине.
|
|
Сюжетной основой этой скульптурной группы послужило письмо самой св. Терезы, испанской монахини 16в, которая имела мистические видения (галлюцинации). В одном из видений ей явился ангел с золотой стрелой, которой он трижды пронзил ей сердце, которое с тех пор воспламенилось любовью к Богу.
Архитектурная группа является и видением и реальностью. Очень хитро все сделано с использованием сценографических эффектов.
Ангел и Тереза изображены на фоне бронзовых позолоченных лучей. За фронтоном есть окно, из которого падает свет на лучи и создает некое мистическое сияние. Сама Тереза, облаченная в широкие монашеские одежды находится в состоянии полусна, полуобморока. Иногда эту группу называют «экстаз святой Терезы». Ее глаза закрыты, голова откинулась назад, рука бессильно повисла, тело тонет в водопаде складок широкого монашеского одеяния.
Здесь есть и осязательная убедительность пластики, и натуралистическая передача отдельных деталей, которая переводит изображение в сферу реального. Это типичное барокко, для которого характерна игра контрастов.
Бернини был смелым новатором в области скульптуры. Он наделил скульптуру способностью рассказывать о весьма сложных событиях, передавать движения в самых сложных формах вплоть до превращения одного вида материи в другой. Он умножил изобразительные возможности скульптуры и расширил сферу взаимодействия скульптуры с другими видами искусств. Но порой подчинение скульптуры требованиям картинности, неумеренное использование иллюзорных сценических эффектов и предельное напряжение всех основных особенностей функций скульптуры, приводит к решениям на грани разложения скульптуры как вида искусства.
|
|
Одним из важнейших архитектурных слагаемых Рима были и остаются фонтаны. Вряд ли в каком-то другом европейском городе можно встретить столько фонтанов. Фонтаны были очень любимы скульпторами и архитекторами барокко, потому что сочетание архитектурных пластических мотивов и водной стихии наредкость созвучно барокко.
В Риме очень много разных фонтанов от простых и до сложных.