Вышебродский алтарь
Выдающееся место в чешской и европейской живописи того времени занимают иконы Вышебродского алтаря (около 1350 г). Внимательный анализ манеры выполнения всей группы работ показывает, что в создании алтаря участвовало несколько мастеров. Так, «Поклонение волхвов» или «Распятие» выполнены в манере, несколько более условной и декоративно-плоскостной, нежели, например, «Рождество Христово» и некоторые другие иконы. Одной из лучших работ этого цикла является сцена «Рождество Христово». Общая декоративная условность композиции сочетается в ней с повышенным чувством материальной объемности форм, что особенно заметно в изображении Марии, которая, нежно обняв младенца, полулежит на ложе под скромным крытым дранкой навесом. Изображение матери с младенцем на руках отличается не только спокойной величавостью образа, но и поражает жизненной убедительностью.
Художественные средства, с помощью которых выполнена икона, содержат в себе много традиционно-условного. Реалистическая перспектива отсутствует. Фоном для разномасштабных фигур служит условный ландшафт с горами. Но при этом отдельные мотивы изображения пронизаны тонкой наблюдательностью. Таковы помещенные на первом плане исполненные своеобразного юмора жанровые фигуры старика Иосифа и старухи, готовящих в деревянной кадке воду для купания младенца, и фигурки весьма реально изображенных животных на дальнем плане.
Нежные тона сияют подобно дорогим самоцветам, мерцающая яркость красок сочетает в себе блеск эмали с мягкой звучностью витража.
Произведения мастеров Вышебродского алтаря занимают выдающееся место в искусстве средневековой Европы.
Теодорих - один из крупнейших мастеров-новаторов чешского искусства того времени.
Теодорих участвовал в украшении Карлштейна — загородной укрепленной резиденции и хранилища регалий Карла IV. В Карлштейне — этом замечательном образце большого замка эпохи развитого средневековья — особенно богато были украшены маленькая личная часовня короля, стены которой выложены полудрагоценными камнями, замковая церковь Девы Марии и большая часовня Святого креста.
В храме Девы Марии Теодорихом выполнен цикл фресок, посвященный житию полулегендарного чешского князя св. Вацлава и жизни Карла IV. К сожалению, росписи были безжалостно испорчены в разное время реставраторами. С этим циклом соседствовал выполненный другими мастерами цикл Апокалипсиса, обладающий большой выразительностью, но пронизанный мрачным мистицизмом. Различие этих двух циклов дает нам наглядное представление о борьбе художественных течений, в которой формировалось прогрессивное направление живописи чешского средневековья.
Наиболее ярким утверждением метода Теодориха явился огромный ансамбль написанных на дереве картин (всего 129-130 досок), сплошь, от низкой панели и до потолка, заполняющих три стены карлштейновской часовни Святого креста. Часовня эта представляет собой большой прямоугольный зал, перекрытый двумя пологими крестовыми сводами. Представление о характере серии могут дать изображения св. Елизаветы, кормящей нищего с ложки, и полного суровой энергии св. Матфея.
Проблема создания целостной реалистической сцены, объединяющей в общем сюжетном, психологически и реалистически мотивированном действии группу лиц, не стояла в центре внимания Теодориха. Но зато портретная сила характеристики человека выражена мастером с небывалой для той эпохи яркостью.
В образах воплощены могучие характеры, носители которых обладают подлинно земной материальностью. В этих «иконах» заключено суровое, крепкое и подчас грубоватое утверждение силы человеческой личности.
Уже само превращение стен храма в галлерею образов, воспевающих земное начало в человеке, достаточно ясно показывает общую тенденцию творчества Теодориха.
Чехия. Карлштейн является известным королевским замком и ценным национально-культурным памятником, олицетворяющим чешскую государственность. Этот архитектурный шедевр находится в тридцати километрах от Праги на высокой горе в окружении лесов. Сердцем замка является часовня святого Креста, украшенная 130 картинами великолепной станковой живописи королевской эпохи. Предположительно: мастер Теодорих. Коллекция представляет из себя уникальную готическую галерею, которая раскрывает этот стиль во всем многообразии. Уникальная готическая коллекция удачно сохранилась до наших дней.
Свод и стены капеллы украшены позолоченной штукатуркой, с вкраплениями полудрагоценных камней и фигур из цветного стекла. Если взглянуть на купол, создастся впечатление, что смотришь на небесный свод с миллионом звезд, полумесяцем и солнечным светилом.
После всего увиденного, становиться понятно, почему летописцы того времени, описывая часовню замка Карлштейн, так восхваляли ее красоту.