Творчество А.М. Горького (1868 - 1936)

Раннее творчество М. Горького имеет отчетливо романтический характер. Это был возврат к романтизму на его начальном этапе – романтизму, исходящему из сильной личности, противопоставленной всему окружающему миру, гордой замкнутости характера, а также условной определенности эмоций. Понятно, что это очень далеко от нового мироощущения, в котором «я» теряет свою цельность и устанавливает изменчивые отношения с миром, который также не целен и динамичен.

Несомненно, М. Горький многим обязан традиционному романтизму, вернее сказать, его упрощенной версии. Отсюда, в частности, схематизм его ранних произведений: разделение людей на тех, кто приспосабливается к действительности, и тех, кто стремится подняться над ней, на горящих и тлеющих, на ужей и соколов. Все эти разделения восходят к романтической противопоставленности личности и мира («Песня о Соколе», 1895; «Старуха Изергиль, 1898; «Челкаш», 1898».

Эта схема остается актуальной для всего творчества писателя, в дальнейшем лишь принимая марксистскую форму: революционеры – мещане, буржуазия - пролетариат.У молодого писателя она обретает новую энергию и новую перспективу: он исходит здесь не только из своего опыта человека, вышедшего из народных низов, но и из собственного восприятия философии Ф. Ницше.

Горьковское восприятие этой философии особенно отчетливо проявилась в его рассказах о босяках (цикл «Очерки и рассказы», 1898). Горьковские босяки – не романтические мятежники с возвышенными идеалами в духе Дж. Байрона. Их бунт продиктован инстинктивным, презрительным и грозным отказом от любых институализированных форм жизни. Босяк – олицетворение антиобщества, он действительно «по ту сторону добра и зла».

Драма «На дне» (1902) подводит итог «босяцкой» теме в творчестве писателя. В ней изображены люди всех слоев тогдашней России, с явными приметами прежней среды – в безбытности и одичании босячества. Цельность драмы достигается несколько эклектическим способом – соединением чеховской полифонической драмы, построенной на взаимодействии множества неудавшихся судеб, с приемами традиционной семейно-бытовой драмы жестоких страстей, грубой интриги, внешнего действия. Эта жестокая драма (история Костылевых, Пепла и Наташи) связывает судьбы героев.

Их взаимодействие обусловлено внешним толчком – приходом Луки с его проповедью надежды. С его образом связана этическая проблематика пьесы («…что нужнее – истина или сострадание?», по формулировке М. Горького). Но пьеса не была ответом на этот вопрос. Она показывала, прежде всего, что правда неоднородна (монолог Сатина о гордом Человеке). Кроме того, она показывала, что гораздо существеннее не противостояние правды и лжи, а противостояние веры и безверия.

Итоговое произведение М. Горького – роман «Жизнь Клима Самгина» (1921). Это летопись, эпопея, в которой ряд течений общественной мысли рубежа ХІХ – ХХ вв. запечатлены изнутри. Общая закономерность – каждый из героев стремится найти яркую мантию, чтобы прикрыть тщедушную фигуру, а потом не знает, как избавиться от одежды не по росту. Клим Самгин – человек, который выдумал себя, невольник жизни, бунтарь поневоле.

Вопросы и задания для самостоятельной работы.

1.В чем своеобразие русской реалистической прозы на фоне западноевропейской данного периода?

2. И.А. Бунин и традиции русской классики.

3. Особенности малой прозы А. И. Куприна. Своеобразие «маленького человека» в его рассказах.

4. Романтические тенденции в прозе М. Горького.

5. Прокомментируйте следующие высказывания:

«Судьба возложила на Максима Горького, как на величайшего художника наших дней, великое бремя. Она поставила его посредником между народом и интеллигенцией, между двумя станами, которые оба еще не знают ни себя, ни друг друга».

(А. Блок).

«И выходило так, что нет писателя более тишайшего («певец осени, грусти, дворянских гнезд» и т.п.) и человека, более определившегося и умиротворенного, чем я. А между тем, человек-то был я как раз не тишайший и очень далекий от какой бы то ни было определенности: напротив, во мне было самое резкое смешение и печали, и радости, и личных чувств, и страстного интереса к жизни… Бросив прежние клички, некоторые из писавших обо мне обратились.. к диаметрально противоположным – сперва «декадент», потом «парнасец», «холодный мастер»… «есть что-то тургеневское, есть что-то чеховское» (хотя решительно ничего чеховского у меня тогда не было)».

(И. А. Бунин. Автобиографическая заметка).

«Если хочешь изобразить… сначала представь себе это совершенно ясно: запах, вкус, положение фигуры, выражение лица… В описаниях помни, что так называемые «картины природы» в рассказе видит действующее лицо: ребенок, старик, солдат, сапожник. Каждый их них видит по-своему…. Передавая чужую речь, схватывай в ней характерное… Ты – репортер жизни».

(А.И. Куприн. Десять заповедей для писателя-реалиста).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: