Фонвизин Д. И. Бригадир. Недоросль. Любое издание

Семинар № 4

Стенник Ю. В. Жанр трагедии в русской литературе. Л., 1981.

Берков П. Н. История русской комедии XVIII века. Л., 1977.

Литература

Семинар № 3

М. Ломоносов и русская поэзия XIX века.

Русская анакреонтическая ода и творчество М. Ломоносова.

Жанр духовной оды в творчестве М. Ломоносова.

Литература:

Западов А. В. Поэты XVIII века: М. В. Ломоносов, Г. Р. Державин. М., 1983.

Тынянов Ю. Н. Ода как ораторский жанр // Тынянов Ю. Н. Поэтика. История литературы. Кино. М., 1977.

Серман И. З. Поэтический стиль Ломоносова. М; Л., 1966. Или: Он же: Русский классицизм. Л., 1973. С. 26–79.

Ломоносов и русская литература. М., 1987.

Стенник Ю. В. М. Ломоносов. «Вечернее размышление о Божием Величестве» // Поэтический строй русской лирики. Л., 1973. С. 9–20.

Лотман Ю. М. Об «Оде, выбранной из Иова» Ломоносова // Избранные статьи: В 3 т. Т.2. Таллин, 1992.

Луцевич Л. Ф. Псалтырь в русской поэзии XVII–XVIII вв. СПб., 2002.

Ветхий Завет в русской поэзии XVII –XX вв. М., 1996.

Пумпянский Л. В. К истории русского классицизма: Поэтика Ломоносова // Контекст: Литературно-критические исследования. 1982. М., 1983.

Лебедев Е. «Не вовсе я умру…»: традиции Ломоносова в русской поэзии XIX века// Вопросы литературы, 1986, № 11.

Театр А. П. Сумарокова и эстетика русского классицизма.

1. Трагедия и комедия в жанровой системе русского классицизма: к вопросу об эстетике жанра.

2. А. П. Сумароков-трагедиограф: создание национального варианта исторической трагедии (на примере трагедий «Хореев», «Синав и Трувор», «Семира»).

3. «Эта трагедия покажет России Шекспира»: «Димитрий Самозванец».

4. А. П. Сумароков-комедиограф: от комедий-масок и комедий-положений («Тресотиниус», «Опекун») к комедии характеров («Рогоносец по воображению»).

Сумароков А. П. Димитрий Самозванец; Трнсотиниус; Опекун; Рогоносец по воображению // Сумароков А. П. Драматические произведения. Л., 1990.

Сумароков А. П. Хореев; Синав и Трувор // Русская литература – век XVIII. Трагедия. М., 1991.

Серман И. З. Русский классицизм: Поэзия. Драматургия. Сатира. Л., 1973.

Смирнов А. А. Литературная теория русского классицизма. М., 1981.

Москвичева Г. В. Русский классицизм. М., 1978.

Бочкарев В. А. Русская историческая драматургия XVII – XVIII веков. М., 1988.

«Горький смех русской Талии» в мире комедий Д. И. Фонвизина

1. «Сатиры смелый властелин»: комедии Д. И. Фонвизина в контексте реалий русской жизни екатерининской эпохи.

2. Проблема жанрового новаторства русской комедии в «Бригадире». Постижение форм национального быта.

3. Понимание русской культуры и русской истории в «Недоросле». Утопия и реальность.

4. Принципы художественного мышления комедиографа в «Недоросле»: своеобразие жанра, композиции, авторского метода.

Литература:

Фонвизин Д.И. Чистосердечное признание о делах моих и помышлениях (о постановке «Бригадира») // Фонвизин Д. И. Собр. соч.: в 2 т., М.-Л., 1959, т. 2.

Рассадин С. Б. Сатиры смелый властелин: Книга о Д. Фонвизине. М., 1985.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: