Семинар № 6
Ходасевич В. Ф. Державин, М., 1988.
Серман И. З. Гаврила Романович Державин. Л., 1967.
Державин Г. Р. Стихотворения. Л., 1957.
Литература
Державинская анакреонтика.
Жанр духовной оды в поэзии Г. Р. Державина.
Поэтический мир Г. Р. Державина
Семинар № 5
Пигарев К. В. Творчество Фонвизина. М., 1954.
Берков П. Н. История русской комедии XVIII века. Л., 1977.
Стенник Ю. В. Фонвизин-сатирик и становление общественно-сатирической комедии («Бригадир», «Недоросль»)// Стенник Ю. В. Русская сатира XVIII века. Л., 1985.
Ключевский В. О. Недоросль Фонвизина (Опыт исторического объяснения учебной пьесы) // Ключевский В. О. Литературные портреты. М., 1991.
Макогоненко Г. П. Денис Фонвизин: Творчество путь. М.;Л., 1961.
1. Специфика художественного метода поэзии Г. Р. Державина: жанровый и стилевой «перепутаж» (М. Н. Муравьева), снижение «гремящего» (А. Сумароков) звука оды, автобиографическое начало поэзии, поэзия как отражение реальной действительности, «говорящая живопись» державинской поэзии.
|
|
2. Жанровое многообразие русской оды в поэзии Г. Р. Державина. Ода «Фелица» как образец новой жанровой формы русской оды: утопия и реальность, проблема авторского идеала правителя.
3. Проблема жизни и смерти в поэзии Г. Р. Державина: «Водопад», «На смерть князя Мещерского».
Западов А. В. Поэты XVIII века: М. Ломоносов, Г. Державин. Литературные очерки. М., 1979.
Кабардин С. Н. К характеристике жанрового мышления Г. Р. Державина // Жанр и композиция литературного произведения: Межвузовский сборник, Петрозаводск, 1988.
Аверинцев С. С. Поэзия Державина // Из истории русской культуры (XVIII– начало XIX века). Т. 4., М., 1996.
Успенский Б. А. Язык Державина // Из истории русской культуры (XVIII– начало XIX века). Т. 4., М., 1996.
Романов Б. Духовные стихи Державина // Лепта, 1993 – № 4.
Жирмунская Т. «Я царь – я раб – я червь – я Бог!» // Жирмунская Т. Библия и русская поэзия. М., 1999.
Ионин Г. Н. Анакреонтические стихи Карамзина и Державина // XVIII век. Сб. 8, Л., 1969.
Афанасьева К. А. Державин и предромантизм // Филологические науки, 1994, № 3.
1. Сентиментализм как «классицизм навыворот» (В. А. Западов). Сентиментальная религия чувств: парадоксы чувствительности. От высокой классики к мерцающим образам «ночной» поэзии. Мотивы иррациональности и мнимости земного бытия. Мир как отражение человеческой души. Разрушение «прозрачности» языка и воскрешение тайны Слова. Сентиментализм и масонство.
2. Поэзия М. Н. Муравьева и эстетическая система русского предромантизма. Романтическая концепция гениальности. Жанровый и стилевой «перепутаж» поэзии. Образ лирического героя и проблема автопсихологизма.
|
|
3. Поэзия Н. М. Карамзина. Поэтическое творчество как прорыв к трансцендентному. «Меланхолия»: эстетическая программа грядущего столетия. Черты романтического мироотношения в лирике Н. М. Карамзина. Предощущение высшей реальности лирическим «Я». Человек перед лицом Неведомого мира как ведущая поэтическая тема.