Принципы воспитания
Основные этапы воспитания
Педагогические установки С. Френе
Педагогические течения начала XX века (С. Френе, Р. Штейнер, М. Монтессори, Я. Корчак.
Основные работы:
Педагогические инварианты, Новая французская школа, Нравственное и гражданское воспитание, Формирование личности ребенка и подростка.
— «Максимальное развитие личности ребенка в разумно организованном обществе, которое будет служить ему и которому он сам будет служить».
— «Школа завтрашнего будет ориентирована на ребенка — члена общества».
— Ребенок сам строит свою личность, а мы в этом ему помогаем. Создать возможности для свободного выражения каждого в любой области.
— «Труд станет основополагающим принципом, движущей силой и философией народной школы». «Светлая голова и умелые руки лучше, чем ум, перегруженный ненужными знаниями».
— «Разумная дисциплина — результат организованного труда». Исчезнет показная дисциплина.
— Народная школа не может существовать без демократического общества.
Во главу угла ставит:
а) здоровье ребенка, развитие его творческих
возможностей, стремление к познанию;
б) создание благоприятной среды;
в) оборудование и технические средства.
Общие задачи воспитания:
— нравственное и гражданское воспитание, привитие любви к труду;
— развитие сноровки, остроты глаза, любознательности, тяги к практической деятельности;
— развитие практического мышления;
— обнаружение и культивирование общественно-полезных склонностей;
—воспитание в духе взаимопомощи, взаимоуважения, ответственности и личного достоинства.
Стимулирование:
— любознательности как первой ступени познания;
— трудовой активности как обеспечивающей усвоение всех необходимых знаний;
— индивидуальной и моральной ответственности.
Большое место в жизни школы отводил самоуправлению: кооператив, собрание кооператива, стенная газета.
Четкое планирование учебного процесса:
Учитель — общий план работы на год и по месяцам для каждого класса с учетом возможностей, распорядка и правил жизни коллектива. Ученик — индивидуальный план работы на неделю: записывает работу, которой хочет заниматься, и сам контролирует ее выполнение. Самоконтроль, отказ от отметок. Учет индивидуальных достижений и их ценности.
До 2 лет — воспитание в семье.
«От становления личности на начальном этапе в большей мере зависят успехи воспитания в индивидуальном, социальном, общечеловеческом плане последующих стадий развития ребенка».
Условия, необходимые для воспитания в семье:
1) здоровье родителей и борьба
против тяжелых условий труда;
2) особая забота о беременных
женщинах;
3) создание необходимых условий для новорожденного.
От 2 до 4 лет — «Детский заповедник».
«На любом этапе жизни ребенка воспитание осуществляется на основе принципа познания наощупь».
«Все это должен сделать воспитатель, полнее обогатить процесс познания, ускорить его, чтобы подготовить личность к активной роли в обществе». Воспитание осуществляется неразрывно с природой.
С 4 до 7 лет — детский сад.
«На этом этапе также отрицаем целесообразность уроков, в какой бы форме ни проводились. Необходимы лишь условия для работы, игры. Организация всей воспитательной деятельности в соответствии с формированием личности в процессе труда, обеспечение возможности самостоятельно принимать решения и действовать. Педагогические методы должны быть гибкими. Умственная деятельность: речь, рисунок, письмо, типографский набор, чтение».
С 7 до 14 лет — начальная школа.
Индивидуальная работа с картотекой, исследования, наблюдение, рефераты, формы художественной экспрессии — рисование, пение, музыка, театр, прикладное искусство.
Воспитание осуществляется неразрывно с природой. «Помещение нашей школы должно стать мастерской, осуществлять связь с окружающим миром. В мастерских осуществляется базовый физический труд».