Формирование социалистического уклада

В переходный период становления нового государства (1949-1954 гг.) госу­дарственно-политический строй опре­делялся Временной конституцией, которую составляли поли­тико-партийные акты НПКСК: Программа НПКСК, Ор­ганический статут и особый Закон об организации центрального на­родного правительства. Китай провозглашался государством народ­ной демократии, основанной на диктатуре народа и социа­листической организации общества. Народу в целом принадлежали политические права, статус граждан определялся прежде всего через их обязанности.

Согласно Программе, организация государства должна строиться на принципе демократического централизма (как строилась струк­тура КПК). Высшим органом в стране провозглашалось Всекитай­ское собрание народных представителей, пока не функционировав­шее. Реально в переходный период высшим органом власти был Центральный народный правительственный совет, образуемый сес­сией НПКСК. Это был законодательный орган, ему принадлежало право объявлять войну, заключать международные договоры, со­ставлять бюджет. ЦНПС образовывал Народно-революционный во­енный совет, Верховный суд и Верховную прокуратуру. В совокуп­ности ЦНПС и НРВС считались Центральным народным правитель­ством, главой которого был Мао Цзедун. Собственно управление страной возлагалось на Главный Административный совет ЦНПС, который осуществлял свои функции посредством 4 руководящих ко­митетов (преемников прежних юаней): Политико-юридического, Финансово-экономического, Культуры и просвещения, Народного контроля. Важной особенностью правительственной организации было то, что армия сохранила полную самостоятельность и подчи­нялась непосредственно руководству КПК.

На местах номинально властью обладали народные собрания — провинциальные, окружные, уездные. Реально основными органами были военно-административные комитеты. Такая взаимная подмена органов в совокупности с расплывчатостью их статуса и полным произволом в формировании, основываясь на принципах «соблюдения диктатуры народа», создавала благоприятную базу для фактического сосредоточения власти — как в центре, так и на местах — в военно-партийных структурах. «Система конференций и собраний народных представителей, отмечал в 1951 г. один из лидеров КПК Лю Шаоци, — это основа нашего государственного строя, это наи­лучшая и основная форма организации народно-демократической власти».

Первые социально-экономические мероприятия новой власти были направлены на формирование государственно-социалистиче­ского уклада хозяйства и ликвидацию частнокапиталистической экономики. В июне 1950 г. ЦНПС принял закон о земельной рефор­ме, которым предусматривалась отмена помещичьей собственности на землю, конфискация земель, храмов, монастырей, а также всех, сдававшихся в аренду; земли передавались крестьянам в наследст­венное владение небольшими участками. К 1953 г. реформа охвати­ла около 300 млн. крестьян, которым было роздано 47 млн. га земли (в среднем по 0,16 га). Такое псевдообеспечение землей естественно подтолкнуло к аграрной реорганизации на принудительно-коопера­тивных началах. Вытеснение частного капитала из промышленно­сти, помимо общих конфискаций и национализации, проводилось путем борьбы с хищениями и коррупцией (т. н. кампании против «трех зол» и «пяти зол»). В несколько лет оказалось осужденными свыше 0,5 млн. частников. Распоряжение акциями частных пред­приятий передавалось государству, а бывшим владельцам госбанк обязывался выплачивать жесткий процент дохода (1-5%). Важным политическим событием переходного периода стала аннексия Кита­ем в мае 1951 г. Тибета, фактически независимого с 1914 г.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: